Дорожные сборы с дальнобойщиков как узаконенные откаты?

ea0a4970c91e8758be060256892cc0a4

Массовые всероссийские акции протеста дальнобойщиков стали чуть ли не главной темой обсуждений, затмив сирийскую авантюру. Это понятно: мужики с монтировками – не креативный класс на Болотной и могут даже «поход» на Москву организовать, если их окончательно достанет медленно издыхающая властная вертикаль. Миллиардные дорожные поборы с 12-тонных большегрузов, призванные реконструировать федеральные трассы, будут нещадно разворовываться. В этой стране по-другому и не бывает.

Инициаторы взимания платы с грузовиков через систему «Платон» (1,5 рубля за километр с 15 ноября и 3 рубля – с марта 2016 года) выдвигают следующие ключевые аргументы:

Первый – фура в 20 тыс. раз оказывает больший ущерб дорожному покрытию, чем легковой автомобиль. Поэтому грузовые пользователи федеральных трасс должны сами оплачивать их ремонт. Кроме того, деньги в бюджете почему-то убавляются – не дай бог сегодня-завтра все резервы будут исчерпаны. А значит, нужны новые источники. Все это дополняется ссылками на европейскую и белорусскую практику, где аналогичные дорожные тарифы в разы выше российских.

Эти тезисы абсолютно верны. 12-тонники действительно оказывают большую нагрузку на ось, разбивая дороги в хлам. Но так сложилось, что дешевые в Европе и СССР железнодорожные перевозки грузов (в СССР они  были в 20 раз дешевле автомобильных) в текущей реальности оказались чуть ли не дороже воздушного трафика. РЖД ведет политику заоблачных тарифов, поэтому даже на очень длинные расстояния компании предпочитают перевозить товар автотранспортом – так дешевле и меньше бюрократии. При этом в Европе более высокие, чем у нас, дорожные тарифы для грузовиков не вызывают никаких возмущений. Там транспортное плечо в десятки раз короче и перевозки на небольшие расстояния даже при значительных налогах рентабельны. А на длинные дистанции европейцы охотно пользуются железной дорогой и морскими судами – они чрезвычайно эффективны и намного дешевле российских аналогов.

Но эти краткие экономические детали можно забыть, узнав истинный смысл внедрения для дальнобойщиков дорожных поборов. Их будет взимать система «Платон», чьим бенефициаром является семья Ротенбергов. Эти «банкиры при короле» ежегодно планируют зарабатывать до 10 млрд рублей из 40-50 млрд выручки, т.е. почти 20% от всех собранных средств будет оставаться в фирме-прокладке. А от нее, видимо,  распределяться по своим.  Кроме Ротенберга, которого можно сопоставить с дельцами типа Рубинштейна или Гинцбурга в окружении безвольно-обреченного последнего монарха Николая II, к «Платону» аффилирован глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Опять же – особа, приближенная к «императору».

По словам председателя Профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, перечисление 10 млрд фирме-прокладке – это легализованный откат в особо крупных размерах. К тому же никаких конкурсов по выбору оператора по взиманию денег с грузовиков не проводились и эта тема ни с кем публично не обсуждалась. 

Вышесказанное нивелирует все заявления чиновников о компенсации ущерба и грядущем направлении изъятых денежных средств на ремонт и строительство дорог, мостов и путепроводов. Система «Платон» – это аналог взимания денег с людей на капремонт многоэтажных домов с обещанием их отремонтировать в течение 30-ти лет. «Убитые» российские дороги, которые в большинстве регионов на 90% не соответствуют нормативам, останутся таковыми и после “раскулачивания” водителей-перевозчиков. Не стоит также забывать о неизбежном повышении цен на товары и продукты – в конечном итоге как всегда пострадает средний российский гражданин.

Ретивые оправдыватели поборов акцентируют внимание на нехватке бюджетных доходов, которые никак не балансируются с возрастающими расходами. Поэтому, мол, нужно изыскивать дополнительные источники с кивком на европейские примеры, когда это выгодно. Но здесь лицемерие и цинизм уже не имеет границ – только на днях РФ пообещала выдать кредит Ирану на 7 млрд долларов. За 15 лет РФ списала свыше 50 млрд долларов внешних долгов. Только за последние полгода в американские казначейские облигации вложили порядка 80 млрд долларов. 5 млрд рублей из карманов русских ушло на строительство Президентского центра-музея Бориса Ельцина в Екатеринбурге, открытого над днях с надрывным придыханием. Трудно понять, что можно в этом «музее» увидеть, акромя пустых бутылок. Преемственность 1990-х и 2000-х налицо.

На расточительную сочинскую Олимпиаду выкинули 50 млрд долларов, не намного меньше в разгар Холодной войны власть выделит на футбольный Чемпионат Мира 2018, плюс универсиады, дворцы для знати, хищение бюджета во всех формах и ракурсах… Не счесть числа примеров «осваивания» и растранжиривания казны. В плане тех же доходов на дорожные и инфраструктурные проекты есть масса источников – от разумной эмиссии и инфраструктурных облигаций до конфискации криминальных капиталов. Но этих мер верхи избегают.

РФ – это приватизированное государство, где обворованное и повернутое на ложный путь  население должно быть покорным и блеющим. Когда инициативная группа дальнобойщиков обратилась в Госдуму с предложением о моратории на дорожный сбор и прекращении административного преследования водителей, господа-депутаты из правящей партии их даже не приняли.

Смогут ли россияне проехаться по трассе, вымощенной золотым кирпичём? Или золото осядет на пальцах, шеях и запястьях малой толики населения?..

Е. Татарников

Источник: obzor.press