Грузия сверкает и нищает

ebb34efef2ae9f35ea7c6f69494fbc8d

Грузия 2015 год прожила относительно спокойно. Она не воевала, старалась придерживаться внешнеполитического баланса, то есть не раздражать ни Россию, ни Запад, и кое-чего для себя добилась. Правда, к концу года в отставку неожиданно подал премьер-министр страны, но ушел он без скандала, и 2016 год Грузия, вероятно, встретит уже с новым или обновленным правительством.

Пожалуй, главными достижениями года стали стабилизация курса национальной валюты лари и решение Европы упразднить в первой половине 2016 года визовый режим для грузинских граждан. Вполне возможно, что в будущем году визы отменит и Россия – во всяком случае, на исходе 2015 года она облегчила визовый режим для грузин и не исключила его упразднения.

Что же касается лари, он, конечно, несколько обесценился, но не рухнул, как это произошло с национальными валютами соседних с Грузией стран. Причем стабилизация грузинской валюты обошлась без радикальных действий со стороны Нацбанка страны. Но на этом относительно благостном фоне экономическую жизнь Грузии назвать благополучной нельзя. Власти время от времени оборачиваются лицом к сельскому хозяйству, однако спиной – к промышленному сектору. Частный бизнес никто не душит, но держится он, в основном, на торговле и сфере услуг. При этом цены на продукты питания, лекарства и некоторые услуги в Грузии гораздо выше среднеевропейских.

Безработица в стране продолжает зашкаливать, и если судить по итогам декабрьского социологического опроса Национального демократического института США (NDI), самым важным вопросом граждане Грузии считают создание рабочих мест. Второй по значимости национальной проблемой они называют бедность и третьей – территориальную целостность страны. По опросу, трудоустроенными себя считают всего 32% респондентов.

Вопрос занятости напрямую связан с колоссальным оттоком сельских жителей в крупные города Грузии и особенно — в Тбилиси. Вплоть до того, что многие села в Грузии опустели буквально полностью и дома там заколочены. Исход из сел остановить невозможно, если жизнь там не станет инфраструктурно комфортнее, и если правительство не разработает грамотную политику развития не только сельского хозяйства, но и здравоохранения, социальной и образовательной сферы на периферии. В 2015 году, как, впрочем, и в предыдущие периоды, сделано этого не было. Результат – крестьяне массово торгуют в городах Грузии всем, чем придется, но только не собственной сельхозпродукцией.

Еще одна причина экономической вялости Грузии – на ней акцентирует внимание газета “Резонанси” — состоит в том, что в стране не прекратилась диспропорция между притоком и оттоком капитала. Так, в первой половине 2015 года (более свежих данных пока нет) в Грузию поступило 530 миллионов долларов, а отток превысил 671 миллион. Выходом из положения может стать создание правительством таких условий, при которых капитал бы не убывал, а прибывал, и полученная от инвестиций прибыль реинвестировалась в Грузии.

Еще одна проблема, характеризующая экономические и социальные проблемы грузинского населения – это количество просроченных банковских займов – за 11 месяцев 2015 года оно увеличилось на 53%. Такое положение дел с большой вероятностью может отразиться на банковском секторе Грузии, пока отличающемся достаточно высоким уровнем стабильности и прибыльности. Но у народа нет работы, а значит – и денег. И если лари дрогнет, то есть ситуация на валютном рынке изменится, ухудшится и “здоровье” банковского сектора. Последнее автоматически приведет к серьезному “заболеванию” экономики и еще большему обнищанию населения.

Вышеуказанное издание обнародовало “карту бедности” Грузии по регионам. Самым бедным регионом признан Рача-Лечхуми – здесь социальную помощь (а это громко сказано) получает более 40% населения. Тяжело обстоят дела и в других местах и причиной тому — скудность инвестиций, низкий уровень производства, миграция экономически активного населения. Самый “благоприятный” показатель бедности в Самцхе-Джавахети – здесь социальную помощь получает лишь 5,1% жителей. Далее следуют Тбилиси — 5,8% и регион Квемо Картли — 6%. То есть, в регионах Рача-Лечхуми и в Нижней Сванетии почти каждый второй человек — нищий. По бедности на втором месте регион Шида Картли. Но это официальные данные, основанные на цифрах  социальной помощи государства. Реально же картина еще более удручающая и перечислять промежуточные бедные регионы нет смысла.

Агентство “Интерпрессньюс” побеседовало с  известным политологом и психологом Рамазом Сакварелидзе, который дал очень точное определение настроя населения Грузии в 2015 году – это “уныние”. Причем граней у него множество, включая и российскую составляющую. “Запад оказал нам огромную помощь по всем направлениям, но не смог развеять ощущения, что страна остается беззащитной перед агрессией России. В последнее время власти и Запад вместе создали ожидание, что вступление в НАТО вполне реально. Грузинские солдаты жертвуют свои жизни, служа этой идее. А Запад говорит нам — двери НАТО для вас открыты, но пока не заходите. В этом году членом альянса пригласили стать Македонию. Аналитики понимают эту осторожность Запада, но не стоит удивляться тому, что затянувшееся ожидание вызвало уныние среди населения”, — сказал он.

Кроме того, с приходом к власти коалиции “Грузинская мечта” миллиардера Бидзины Иванишвили прошло три года и кое-что в Грузии изменилось к лучшему, однако “положительных изменений меньше, и они происходят медленнее, чем ожидалось. Логично, что появилось уныние”. Причиной такого настроения, считает эксперт, является и оппозиция: “На статус основной оппозиционной партии претендует “Нацдвижение”, но в этой партии ничего не поменялось и на них по-прежнему ориентируется малая часть населения. Другие оппозиционные партии проявляют странную пассивность и хотят получить голоса лишь за счет критики властей. Рейтинги показывают, что этого недостаточно. Избирателю нужно какое-то резкое новшество, а его не видно. Люди ждут от оппозиции привлекательного политического предложения, отсутствие которого порождает уныние”.

Как считает Сакварелидзе, настроение грузинского населения имеет большое значение, поскольку в 2016 году в стране состоятся парламентские выборы, и “на фоне уныния активность населения и легитимность результата может быть низкой, что крайне нежелательно”.

Что же касается 2016 года, самым неожиданным внутриполитическим событием, по мнению эксперта, может стать принятие новой конституции, которая узаконит в Грузии президентское правление. А внешние угрозы и вызовы, сказал он, останутся прежними: “… Россия, которая стоит в Цхинвали и Сухуми. Угрозу расширения ареала ее действий в Грузии порождает напряженность между Москвой и Анкарой. Другой угрозой является “Исламское государство”, которое несколько раз проявило интерес к Кавказу”.

Касаясь вопроса внешней политики Грузии в 2016 году, эксперт выразил уверенность в том, что большие перемены в этом направлении не нужны: “Выбранный умеренный курс является самым адекватным. Для большего успеха нужно проявлять больше активности в направлении Азии и предложить новые масштабные проекты фонду, созданному по инициативе Китая”.

Эксперт Александр Твалчрелидзе тоже назвал Россию и “Исламское государство” (запрещена в РФ) самой большой угрозой для Грузии в 2016 году. Самым неожиданным внутренним событием будущего года, в его представлении, является победа партии “Единое национальное движение” на парламентских выборах. Напомним, лидером партии является экс-президент Грузии,  ныне одесский губернатор Михаил Саакашвили. А самой большой неожиданностью во внешней политике он назвал вступление Грузии в НАТО.

Но вернемся к 2015 году. По данным британского аналитического центра Legatum Institute, Грузия заняла 80-е место из 142 в рейтинге национального благополучия стран мира, в котором учитываются 79 показателей, объединенных в 8 категорий: социальный капитал – 139 место, экономика – 119-е, здравоохранение – 82, наличие свободы – 72-е, предпринимательство – 71-е, образование – 66-е, безопасность – 57-е, и управление – 43-е.  Позиции Грузии в рейтинге, в котором лидируют Норвегия, Швейцария, Дания, Новая Зеландия и Швеция, говорят сами за себя.

Зато Грузия заняла 24-место в мире (из 189 стран) по простоте ведения бизнеса – на таком показателе сошлись Всемирный банк и Международная финансовая корпорация. Но, как видим, на благосостоянии грузинского населения это не отразилось.

Ирина Джорбенадзе

Источник: kavpolit.com