Политика одного ребёнка мешала экономике Китая

d4dc2709094db17a99a9754047134966

Отмена в Китае политики одного ребёнка ― жёсткой меры, введённой в 1979 году, была необходима ввиду усилившихся социальных и демографических проблем.

Это радикальное решение также связано с экономическими соображениями. Китайские власти давно беспокоит «старая экономическая модель» страны, основанная на развитии инфраструктуры и ресурсоёмкого производства. Официальные данные по росту экономики за третий квартал в 6,9% были встречены со скептицизмом. Экономисты считают, что китайская экономика замедлилась намного сильнее, если судить по расходам потребителей, энергетическим затратам и уменьшению процентных ставок в банках.

Власти отчаянно нуждались в импульсе, позволяющем справиться с отрицательными экономическими тенденциями. Отмена политики одного ребёнка и снижение планируемого роста ВВП ― два самых больших изменения на следующую пятилетку.

Расходы потребителей

Credit Suisse на прошлой неделе подсчитал, что отказ от политики одного ребёнка увеличит рождаемость на 3-6 миллионов детей ежегодно, начиная с 2017 года.

Эти дополнительные дети увеличат прямые расходы потребителей на 120-240 миллиардов юаней ($19-38 миллиардов) на каждый год, подсчитал Credit Suisse. В их докладе указано, что на ребёнка в среднем уходит 40 тысяч юаней ($6 330) в год. Сюда не включены возросшие косвенные расходы на энергию или развитие инфраструктуры в связи с ростом населения.

За счёт этого расходы населения на товары повседневного спроса возрастут на 4-6%. В первую половину 2015 года расходы населения на повседневные товары составляли 60% ВВП Китая.

Расходы потребителей ― важная часть экономики развитых стран. Но номинальный экономический рост Китая в последние два десятилетия осуществлялся в основном за счёт производства и торговли. Поскольку «старая экономика» Китая замедляется, рост за счёт потребителей и розничных продаж ― важный фактор для стимуляции экономики.

Спрос на второстепенные услуги и товары (развлечение, досуг, гостиничная индустрия) растёт. Продажи интернет-магазинов в третьем квартале возросли на 36% по сравнению с прошлым годом. Это произошло за счёт того, что молодое поколение китайцев любит делать покупки в Интернете. Alibaba, китайский лидер в Интернет-торговле, 27 октября сообщил, что рост доходов компании за третий квартал составил 32%. Побив ожидания Уолл-стрит, акции Alibaba поднялись в цене.

Джереми Хафт, предприниматель, ведущий бизнес в Китае, говорит, что «политика одного ребёнка» навредила демографии страны. Рост населения после её отмены ― это деловая возможность стоимостью в триллионы долларов. «Всех этих людей нужно будет кормить, одевать, дать жильё, лечить, перевозить, обеспечивать электроэнергией», ― говорит он.

Необходимо больше рабочих мест

Китай смягчил политику одного ребёнка в 2013 году. Парам, где оба супруга были единственными детьми в семье, позволили иметь двоих детей. Но пока эффект от этого смягчения незначительный. Высокие расходы, большая занятость на работе и желание иметь маленькие семьи привело к тому, что некоторые пары не воспользовались возможностью завести больше детей.

Рост занятости ― главный стимул экономики. Чтобы поддержать рост расходов потребителей, необходимы хорошие рабочие места. Промышленные компании в настоящее время переносят своё производство из Китая, свидетельствует показатель индекса деловой активности страны за октябрь. Он составил 49,8, что означает снижение производства. Чтобы компенсировать эти потери, китайские власти пытаются стимулировать рост рабочих мест в секторе услуг, включая финансовые услуги и бизнес-сервис.

Некоторые деловые лидеры настроены оптимистично. Из 730 руководителей крупных компаний по всему миру 314 заявили, что они планируют создавать в Китае рабочие места. 72 директора сказали, что они собираются сократить производство в Китае, сообщила торговая организация SCM World.

Согласно официальной статистике, за первые три квартала в городах Китая было создано 10,7 миллиона рабочих мест.

Но рост рабочих мест в частном секторе по-прежнему отстаёт от государственных предприятий. В сельской местности Китая перспективы трудоустройства нерадужны. Компании, занятые в угледобывающем, сталелитейном и химическом секторе проводят массовые сокращения, чтобы сократить расходы.

Влияние на рынок

Новость об отмене политики одного ребёнка оказала неожиданное влияние. Молочная промышленность Новой Зеландии ожидает увеличения спроса на порошковое молоко, главный экспортный продукт страны. Новозеландский доллар возрос в цене на 1,7% за два дня, начиная с 28 октября.

Компании, производящие продукты для детей, также выиграли. Акции компании China Child Care возросли на 40% на гонконгской бирже. Производители детского питания, Mead Johnson and Danone, тоже засвидетельствовали рост своих акций. Акции японских и корейских производителей товаров для детей возросли на прошлой неделе. Японские и другие иностранные товары пользуются в Китае большим спросом, потому что они более высокого качества, чем китайские товары.

На ком негативно сказалась эта новость? На производителях презервативов. Акции Okamoto Industries, ведущей японской компании по производству резинового изделия, упали на 10%.

В долгосрочной перспективе отмена политики одного ребёнка скажется на сфере услуг, туристической и технологической индустрии. Молодые китайцы ― активные потребители гаджетов, смартфонов и туристических услуг.

Источник: epochtimes.ru