Просрочка по долгам перед компаниями ЖКХ обновила рекорд начала пандемии

Резче всего неплатежи выросли в Дагестане и Ингушетии

Накопленная просроченная задолженность перед организациями ЖКХ, несмотря на отмену моратория на штрафы за несвоевременные платежи, достигла рекордного уровня с начала наблюдений — этой весной она побила максимум мая 2020 года

Просрочка по долгам перед компаниями ЖКХ обновила рекорд начала пандемии

Просроченная задолженность перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, к концу апреля 2021 года достигла 460,8 млрд руб., свидетельствуют последние данные Росстата. За год показатель вырос на 6%, или на 28 млрд руб. Рост к тому же периоду допандемийного 2019 года составил 21%.

На конец апреля просрочка перед компаниями ЖКХ поднялась до максимального значения как минимум с 2018 года, когда ведомство стало отдельно выделять этот показатель в расчетах. Предыдущий пик просрочки пришелся на конец мая 2020 года: тогда долги составляли 448 млрд руб. Данные за май и июнь 2021 года служба пока не опубликовала.

Просрочка по долгам перед компаниями ЖКХ обновила рекорд начала пандемии

Как Росстат считает просроченную задолженность

Показатель просроченной задолженности учитывает не только долги непосредственно за ЖКУ, но и за другие услуги и работы, если их оказывает жилищно-коммунальная организация. Например, если организация еще и сдает в аренду помещение, то в расчетах будет учтена задолженность и по ЖКУ, и по аренде, поясняет пресс-служба Росстата. Выделить только долги за ЖКУ не представляется возможным.

Приведенный показатель также не отражает задолженность перед малым бизнесом и перед государственными и муниципальными учреждениями, поскольку они не подают соответствующую отчетность. Кроме того, часть задолженности, как признает Росстат, может быть не учтена из-за особенностей бухгалтерского учета отдельных предприятий ЖКХ.

Просроченная задолженность за товары, работы и услуги — единственный показатель, который в официальной статистике отражает не уплаченные вовремя долги перед предприятиями ЖКХ, причем как населения, так и юридических лиц. Вычленить, какова просроченная задолженность непосредственно физических лиц, нельзя, уточняет пресс-служба Росстата.

Оценить долю долгов населения в просроченной задолженности почти невозможно, согласна заместитель председателя общественного совета при Минстрое Светлана Разворотнева. «Существует оценка, что доля долгов населения может составлять половину в просроченной задолженности, но, на мой взгляд, основная часть долгов — это все-таки долги предприятий, поскольку в целом по России платежная дисциплина среди населения достаточно высока», — отмечает эксперт. Уровень возмещения населением затрат на ЖКУ в России по итогам прошлого года составил, по информации Росстата, 98,9%, то есть почти все россияне исправно платят по счетам.

Официальная статистика выделяет долги населения в показателе общей задолженности за жилищно-коммунальные услуги, но из этих данных нельзя выделить просроченную задолженность. Общая же по итогам первого квартала составила 1,33 трлн руб., из них на долги населения приходится 56% (почти 750 млрд руб.), почти 38% (или 503,5 млрд руб.) должны оплатить компании и промышленные потребители, еще 6% (почти 81 млрд руб.) — бюджетные организации. С конца года доля задолженности населения в общей структуре выросла — по итогам 2020 года она составляла 48% (625 млрд руб.).

Какие регионы должны больше всего

В пятерку регионов с крупнейшей просрочкой перед предприятиями ЖКХ попали Москва, Нижегородская, Московская области, Санкт-Петербург и Чечня.

Не выплаченные вовремя долги перед столичными предприятиями ЖКХ на конец апреля составили 61 млрд руб., это 13% от всей просроченной задолженности в этой сфере. За год просроченная задолженность в Москве выросла на 25%, в Московской области — на 43%, в Нижегородской — на 30% (в обоих регионах — до 35 млрд руб.). В Петербурге рост год к году составил только 10%, но с начала января просроченная задолженность выросла на 24%, до 23 млрд руб. Похожая ситуация и в Чечне: по сравнению с апрелем прошлого года просроченная задолженность выросла всего на 72 тыс. руб., но поскольку к концу года долги перед жилищно-коммунальным комплексом республики активно гасили, весной просрочка начала расти и с начала года поднялась на 26%, до 16 млрд руб.

В абсолютных значениях в первых четырех регионах наибольший объем начислений, поэтому там и просроченная задолженность может быть больше, поясняет предправления некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая. Она добавляет, что Чечня могла попасть в пятерку из-за низких темпов собираемости платежей.

Сильнее всего за год просроченная задолженность выросла в Дагестане: к концу апреля 2020 года просрочка перед предприятиями ЖКХ составляла 2,1 млрд руб., а через год уже в пять раз больше — почти 10,9 млрд руб. На втором месте по темпам роста просроченных долгов оказалась Ингушетия, где просрочка выросла в три раза — c 966 млн руб. до почти 3 млрд. Но этот рост во многом связан с низкой базой: просрочка в республике резко снизилась как раз в апреле прошлого года, хотя еще в начале 2020-го составляла около 4 млрд руб.

Каждый год 1 июля растут тарифы за ЖКУ, и в прошлом году максимальные индексы возможного роста тарифов были установлены для республик Северного Кавказа: например, для Дагестана это были 5,2%, Чечни — 6,5%, Ингушетии — 5,1%.

Разворотнева связывает рост показателя просроченной задолженности в Дагестане с улучшением учета долгов. В республике, по словам собеседника РБК, до недавнего времени коммунальные платежи собирались в основном наличкой: «Ходили сборщики по домам и собирали, некоторые дома годами стояли не подключенные к сетям официально. При этом свет и газ там были, и деньги с жителей собирали, только поступали ли они ресурсоснабжающим организациям, непонятно». Сейчас в республике идет процесс перехода к электронным методам оплаты, отмечает Разворотнева.

РБК направил запросы в администрации всех перечисленных регионов.

Почему в целом растут просроченные долги

В целом рост просроченной задолженности Разворотнева связывает с падением доходов населения и с ухудшением финансового положения компаний во время пандемии. По ее словам, основной рост просроченной задолженности наблюдался весной прошлого года, а в этом году рост может быть связан с улучшением учета задолженности предприятиями ЖКХ. Ухудшающаяся экономическая ситуация заставляет улучшать дисциплину учета, поясняет эксперт.

Что касается непосредственно населения, то там рост задолженности может быть также связан с тем, что с начала года организации ЖКХ вновь вправе начислять пени за жилищно-коммунальные услуги, продолжает Разворотнева. В разгар коронавирусных ограничений в прошлом году правительство ввело мораторий на начисление пеней, он действовал с апреля прошлого года по 1 января 2021 года. Общий размер начисленных пеней не раскрывался.

По мнению Невмержицкой, возросшую просроченную задолженность можно объяснить и сезонными колебаниями. В первом полугодии, как правило, наблюдается рост задолженности, во втором — спад, то есть перед окончанием года потребители стараются гасить долги, обращает внимание эксперт.

Операционный директор «ПИК-Комфорт» Илья Розанов говорит, что для его компании наиболее остро проблема просроченной задолженности стояла во втором и третьем кварталах 2020 года, когда она выросла на 18%. Он связывает это с экономической неопределенностью, вызванной пандемией. За счет развития онлайн-оплаты удалось переломить этот тренд, говорит Розанов.

РБК направил запрос в Минстрой.

Автор

Надежда Федорова

Источник