Что следует помнить при выборе экшн-камер

chto-sleduet-pomnit-pri-vybore-ekshn-kamer

Экшн-камера (action camera) – это подвид цифровых видеокамер, предназначенных для съёмок активных видов спорта и отдыха. Задача экшн-камеры – запечатлеть самые яркие события, которые случаются в вашей жизни. Их отличительными особенностями являются: малый вес, небольшие габариты, защита от воды и грязи, различные крепления на разные поверхности. Благодаря этому камеру можно установить где угодно и получить кадры с невероятных ракурсов.

Условно любые цифровые видеокамеры делятся: на максимальное разрешение видеосъёмки и частоту кадров в секунду. Среди экшен-камер такими значениями будут: 720р, 1080р, 2К, 2.5К, 4К с частотой кадров: 30, 60, 120, 240 и эквивалентных им в системе PAL. Такая градация в значительной степени влияет на стоимость камеры в рамках одного бренда. Чем выше разрешение и больше кадров в секунду снимает экшн-камера, тем дороже она будет стоить.

Совет

Когда вы определяетесь с выбором, задайте себе вопрос: «где в итоге окажется ваш видео материал?». Если вы снимаете ролики для семейного просмотра, или в кругу друзей на экране с разрешением Full HD, вы не хотите ничего монтировать и заниматься всякого рода коррекцией, или основная задача камеры ­– это быть автомобильным регистратором, то вам вполне подойдут экшн-камеры с максимальным разрешением до 1080р и 30 к/с. Если вы блогер или планируете им стать, то надо помнить, что основной контент с Youtube просматривается с разрешением не более 1080р. Однако одним из художественных ходов может использоваться, так называемое, «слоу-моушен» (замедление видео). Для его достижения уже понадобятся камеры, умеющие снимать 1080р в 60 к/с. Как правило, максимальное разрешение видео съёмки у таких камер не ниже 2К. Ну и если ваша задача – снимать дополнительный материал с уникальными ракурсами и высокой детализацией, например, панорамы с квадрокоптера, а далее монтировать их с материалом с более профессиональных камер, то вам точно понадобится экшн-камера 4К. И дело тут даже не в том, что данный формат видео будет вами использован, а в том, что качество матрицы, даже при съёмке с меньшим разрешением, даст вам более детальную проработанную картинку. Плюс к этому, имея 4К, вы всегда сможете откадрировать изображение под 1080р без потери качества.

Но почему же камеры со схожими характеристиками разных брендов так разнятся в стоимости? Отчасти это из-за популярности самого бренда, но не только. Давайте поподробней ознакомимся с тремя важными элементами любой цифровой камеры, влияющих на качество фото/видео-материала и стоимость.

Объектив

Объектив – это первый элемент камеры, от которого зависит количество света, попавшего на матрицу (читайте далее). И, как вы можете предположить, чем больше этого света пропустит через себя объектив за единицу времени, тем более качественное изображение мы получим. А это напрямую зависит от качества установленных линз в объективе. В основном, производители не уточняют, какую оптику они используют в своих экшн-камерах, но есть и такие как SONY, кто с гордостью заявляет, что у них всемирно известная оптика ZEISS.

Обычно, всё, что мы можем узнать про объектив в технических характеристиках, это фокусное расстояние и угол обзора. Эти два параметра неразрывно связаны друг с другом. Давайте разберёмся как. Большой ассортимент аксессуаров к экшн-камерам можно найти на сайте https://clamppro.ru/dji

В экшен-камерах, в основном, используются широкоугольные объективы от 120° до 170°. Это обусловлено как практическими особенностями, так и конструктивными. С точки зрения практичности мы имеем камеру, предназначенную для использования в динамике на улице. Вам будет некогда «целиться» и выбирать лучший кадр, отрезав всё лишнее, напротив, важно, чтобы камера захватила как можно большее пространство. С точки зрения конструкции самой камеры, мы помним, что важным параметром должен быть малый размер камеры и следовательно — объектива. Что нам даёт широкий угол в этом смысле? Дело в том, что чем шире угол обзора объектива, тем меньше, так называемое, фокусное расстояние (это расстояние между оптическим центром линзы или группы линз объектива и точкой фокусировки – матрицей). То есть, чем шире угол, тем короче линза. Также широкоугольные объективы дают наибольшую глубину резкости. Это значит, что и близкие и дальние объекты у нас будут в фокусе. Важный момент: так как автоматическая фокусировка в экшен-камерах отсутствует, да и в динамике у нас не будет ни времени ни возможности постоянно ловить фокус.

Однако, экшн-камеры становятся всё более универсальными. И их всё чаще начинают использовать, как компактную камеру для видео-блогов и тому подобное. При близкой съёмке в кадр попадает много лишнего. Это устраивает не всех, в связи с чем, разработчики придумали функцию изменения угла обзора. Но для её реализации потребуется большой набор дополнительных линз и двигающих механизмов. Как следствие, увеличение габаритов объектива, что не приемлемо в экшн-камере. Поэтому выход только один – кроппинг – то есть обрезание изображения и масштабирование его до исходных размеров. В этом случае мы, конечно, теряем в качестве, что надо иметь ввиду. Либо, если вы готовы пойти на физическое вмешательство в конструкцию экшн-камеры, вы можете прикупить соответствующую линзу с более узким углом обзора. Но из-за различий в длине, вам, скорее всего, придётся пожертвовать таким аксессуаром как аквабокс, так как камера с новой линзой может не поместиться в него (на примере камеры GITUP Git2 с линзой 90°).

Немаловажной будет функция коррекции изображения, так как особенностью широкоугольных линз является перспективное искажение. После получения снимка программным способом камера выравнивает искривлённые линии.

Матрица – это наиважнейший элемент камеры, напрямую влияющий на качество фото и видео материала. Это аналог плёнки в старых фотоаппаратах. Что нужно знать про матрицу?

Размер имеет значение! Как бы нам не хотелось, но физика процессов фото-фиксации такова, что, чем больше физический размер матрицы и её элементов-пикселей, тем больше света на них попадёт, и тем более качественное изображение вы получите в итоге. Хорошим показателем для зеркальных камер является размер матрицы 36×24 мм. Однако, из-за малых размеров самих экшен-камер использование больших матриц невозможно и хорошим показателем для них будет 1/2.3 дюйма диагональю 7,81 мм. При таком размере матрицы надо иметь в виду, что экшн-камеры не предназначены для съёмок с недостаточным освещением. В тёмное время суток или в плохо-освещённом помещении на изображении будут присутствовать шумы, даже у топовых моделей экшен-камер.

Разрешение матрицы – довольно условный параметр и при прочих других не является прямым показателем качества изображения. Высокое разрешение матрицы позволит передать более детальное изображение, но важно помнить о балансе между разрешением и размером, чтобы пиксели матрицы не были слишком малы, так как это напрямую влияет на их светопередачу. Оптимальный размер пикселя является 1,55 um (микрометр). При таком значении фактическое разрешение матрицы для съёмки видео в 4К (3840х2160 пикселей) должно быть не более 12-12,5 Мп, если речь идёт о матрице стандарта 1/2.3 дюйма. Большее разрешение не скажется на улучшении качества изображения, если физический размер матрицы останется прежним. В некоторых случаях производители идут на уловку, указывая в качестве максимального разрешения экшн-камеры б’ольшее, чем фактическое разрешение матрицы. Например, пишут, что разрешение получаемых изображений 12 Мп, но из технических характеристик матрицы мы узнаём, что она имеет разрешение 3,5 Мп. Действительно, фотографии получатся с разрешением 12 Мп. Как такое возможно – спросите вы? За счёт интерполяции или, по-другому, способ нахождения промежуточных значений величины по имеющемуся набору известных значений. То есть – это программное увеличение масштаба изображения. Естественно, в этом случае мы имеем потерю качества. Но не стоит думать, что интерполяция – это всегда изменение масштаба и всегда плохо. Все цифровые фотоаппараты прибегают к интерполяции, так как любая обработка изображения это и есть интерполяция: поворот, корректировка искажения, смена перспективы и др. В большей мере стоит обращать внимание на соответствие разрешения матрицы и конечного изображения. То есть, для получения фото с разрешением 12 Мп, нам, как минимум, понадобится матрица в 12 Мп.

Поговорим немного о частоте кадров в секунду. В киноиндустрии принят стандарт 24 кадра в секунду, считая, что этого достаточно для восприятия плавной картинки нашим глазом. Но изображения, проигрываемые с частотой 50 и более кадров в секунду, кажутся куда более плавными. На данный момент существуют 2 распространённых стандарта: PAL и NTSC. Это Европейский и Американский стандарты с 25-ю и 30-ю кадрами в секунду соответственно и кратными им. Способность матрицы – делать захват видео с высокой частотой кадров в секунду – не только делает конечный ролик более плавным, но и даёт возможность при соответствующей обработке применять такой эффект как «слоу-моушен». Это замедление видео в 2 и более раз. В технических характеристиках матрицы и самих экшн-камер всегда указывают данный параметр для каждого разрешения отдельно. Чем выше разрешение, тем более производительной должна быть матрица для сохранения максимального значения кадров в секунду. Чем разрешение ниже, тем кратность кадров в секунду увеличивается.