Зарплаты уходят в крутое пике

zarplaty-uxodyat-v-krutoe-pike

Снижение реальных доходов не подогрело протестный настрой на Кубани.

Росстат констатирует ухудшение уровня жизни в Краснодарском крае: с учетом роста цен средняя зарплата в регионе за год уменьшилась на 9,1%. Кубанцам не помогли ни удачный курортный сезон, ни уборочная страда. Опрошенные КАВПОЛИТом эксперты считают, что в условиях кризиса от краевых властей требуется пересчитать бюджет, поддержать средний и малый бизнес, а также бороться со спекулятивной активностью.

По последним данным управления Федеральной службы госстатистики по Краснодарскому краю, средняя зарплата в регионе составила 26 596 рублей. За год она формально выросла на 4,5%, но с учетом индекса потребительских цен произошло снижение на 9,1%. При этом, констатируют статисты, наблюдается существенная дифференциация уровня зарплат в различных сферах. Так, чиновники, финансисты и работники сферы добычи полезных ископаемых получают в 1,7 раза выше усредненной суммы – более 45 тысяч. Занятые в сфере рыболовства и образования получают чуть более 10 тысяч.

К слову, средняя зарплата на Кубани выше, чем у соседей. В Ставропольском крае она составила около 25,5 тысячи, в Адыгее – менее 21 тысячи рублей, Ростовской области чуть не дотягивает до 25 тысяч.

Говядина кусается

Тот же Краснодарстат сообщает, что рост цен на основные продукты значительно обгоняет доходы жителей. За килограмм говядины год назад просили 265 рублей, сегодня – 310. На 30 рублей подорожал литр подсолнечного масла, на 18 рублей подскочила цена за килограмм сахара. Почти в два раза стала дороже гречка – прошлой осенью ее можно было купить за 41 рубль, сейчас дешевле 73-х не найти. На 14 рублей подорожал килограмм вермишели, на 11 рублей выросла цена яблок.

Помимо снижения реальной покупательской способности среднекраевой зарплаты зафиксирован и рост ее задолженности перед работниками. По официальным данным, кубанцам должны 31,6 миллиона рублей, при этом фактическая задолженность только на 126 предприятиях среднего и крупного бизнеса составляет почти 600 миллионов – эти цифры озвучил губернатор Вениамин Кондратьев на совещании по исполнению консолидированного бюджета.

​– Не стоит даже говорить и делать громких заявлений о том, что нужно принять меры, чтобы задолженность была погашена. Она просто должна быть погашена. И никаких иных комментариев я не хочу делать. Люди должны жить. Обеспечить качество жизни и простые человеческие условия для этой жизни – это наша с вами задача. Повторю, проблемы с задержкой зарплат не просто должны быть решены, их в принципе нельзя допускать, – заявил глава региона.

КАВПОЛИТ писал о непростой ситуации на станкостроительном заводе «Седин» – в прошлом крупнейшем промышленном предприятии Краснодара. Порядка 300 работников здесь уже год не получают полноценных выплат, общий долг составляет более 20 миллионов рублей. Несмотря на вмешательство надзорных органов, ситуация кардинально не меняется.

Ставка – на малый и средний бизнес

– Подорожание, естественно, ощутимо на фоне отсутствия реального роста зарплат, – прокомментировал КАВПОЛИТу динамику краснодарский политтехнолог Александр Топалов. – Особенно это касается медийной отрасли и сферы консалтинга. Со стороны краевого руководства должны быть предприняты точечные меры по пресечению спекулятивной активности, для которой наступает золотая эпоха. При этом увеличение недовольства граждан наблюдается, но нельзя однозначно утверждать, что есть корелляция между этим ростом и падением доходов.

Эксперт подчеркнул, что ситуация на заводе «Седин» и ряде других крупных предприятий имеет под собой основу, «заложенную намного раньше» и отражающую проблемы всей отрасли промышленности.

– Перед региональными властями стоит вызов – справиться с тем, чтобы недовольство дорогой колбасой не перешло в голодные бунты из-за невозможности кормить семью. Хотя последний сценарий остается наиболее фантастическим, – подытожил Топалов.

Президент краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный констатирует: согласно последним опросам влияние кризиса на протестные настроения кубанцев остается минимальным.

– При этом рост протестных настроений, обусловленный кризисными явлениями, все же есть, он зафиксирован прежде всего в промышленно развитых городах – Краснодаре, Новороссийске, Армавире. В меньшей степени он коснулся сельской местности и курортной зоны, – отметил в интервью КАВПОЛИТу социолог. – Учитывая, что предыдущие пять лет протестная активность в среднем не выходила за 2-3%, то есть не превышала социологической погрешности, ее рост можно назвать серьезным тревожным звонком для властей.

​Наш собеседник подчеркнул, что в силу более стабильного экономического состояния Кубань имеет определенный «запас спокойствия» – когда в соседних регионах растет протест, у нас он не так интенсивен. По оценке Подлесного, в сельскую местность протестные настроения придут в январе-феврале, когда закончится запас от урожайной страды.

– В этих условиях краевая власть должна сделать ставку на средний и малый бизнес, создав условия для его развития. В Краснодарском крае нет регионообразующих гигантов экономики, тянущих за собой всю Кубань. Крупные предприятия можно по пальцам пересчитать – ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит» – прим. авт.), «Агрокомплекс», порт Новороссийска и агрохолдинг «Кубань», – перечисляет президент Центра прикладной социологии и политологии. – Основным наполнителем бюджета является средний и малый бизнес, поэтому нужно, чтобы чиновники на местах не мешали ему работать, создавая ограничения и дополнительные проблемы.

Член ревизионной комиссии краевого отделения ОНФ Георгий Давитлидзе рассказал, что в условиях кризиса администрация должна повышать эффективность регионального и муниципального бюджетов.

– Если говорить о последствиях кризиса, то ключевой вопрос здесь не в экономике, а в психологии. Уровень положительных эмоций резко падает – факт, а это влечет за собой уменьшение спроса, человек просто боится тратить деньги, – рассказал эксперт КАВПОЛИТу. – Те суммы, с которыми он полтора года назад расстался бы легче, сегодня уже заставляют задуматься. Самая большая проблема – стимулирование внутреннего потребительского спроса, от которого напрямую зависит развитие экономики.

Андрей Кошик

Источник: kavpolit.com