“На всякого идиота не наздравствуешься”

df2dd8993af4a9c1f623f25c164f7991

Андрей Макаревич о еврейской музыке, забытых песнях и прессинге

Лидер «Машины времени» Андрей Макаревич выступит 29 октября в новом концертном зале «Градский Холл» со своим проектом Yiddish Jazz. Накануне концерта музыкант рассказал «Ленте.ру» о своих новых музыкальных пристрастиях и о том, что он думает по поводу развернутой против него кампании.

«Лента.ру»: Вариации на основе еврейской музыки, в том числе джазовые, сейчас в моде. А что нового может предложить слушателям Yiddish Jazz?

Андрей Макаревич: Проект существует около двух лет, за это время записано два альбома, в которых приняло участие много хороших музыкантов. Честно говоря, я совсем как-то не заметил особенного увлечения еврейской музыкой в последнее время. Меня просто поразил тот факт, как удивительно устроена эта лотерея: песни, которые мы играем в Yiddish Jazz, написаны 70-80 лет назад, — некоторые уже забыты, некоторые играются до сих пор. И это вовсе не значит, что вторые — гениальные, а первые — плохие. Здесь срабатывает иногда какой-то фактор — может быть, случайности. Поэтому мы программу и альбомы построили так, что примерно половина произведений, которые там звучат, вам так или иначе известны, а другую половину вы услышите впервые. По-моему, это очень интересно.

А как вы искали материал для исполнения?

Мой товарищ Александр Туркот — большой специалист по розыску всяких редкостей в интернете. Он раскопал для нас огромное количество совершенно древних, трещащих, очень плохого качества записей, из которых мы выбирали то, что ложилось нам на душу. И потом Женя Борец делал аранжировки, потом наши вокалистки разбирали по своему характеру и вкусу песни, потом мы это записывали, а потом оказалось, что это отлично принимают на концертах. И мы с очень большим успехом и в Америке прошли с этой программой, и в Израиле. И… шо же в Москве-то не показать?

Недавно вы сказали, что единственная музыка, которую слушаете сейчас и которая вас волнует, — это американский джаз и эстрада 1940-50-х годов. Почему?

Да, причем больше джаз, чем эстрада. Потому что на том отрезке времени в моде были красивые мелодии, хорошие голоса, и вообще исполнительская планка была очень высокой: так было принято. Поэтому эту музыку любят и слушают до сих пор.


 Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости

После выступлений на Украине и ряда политических жестов против вас развернули кампанию травли, записали вас в «пятую колонну». Ощущаете ли вы этот прессинг сейчас?

Я никакого прессинга не ощущаю. Не знаю, какой вам прессинг мерещится.

То есть вы эту ситуацию не воспринимаете как прессинг или давление?

Что именно? Вот у меня в Москве концерт. Какой прессинг?

Я имею в виду кампанию, которая была против вас еще недавно, в том числе в некоторых СМИ.

Где СМИ? Покажите мне. Я не вижу уже полгода ничего в СМИ.

Совсем недавно я разговаривал с одной мирной девушкой из небольшого российского городка. Каким-то образом разговор зашел о вас, и она сказала: «Может быть, Макаревич и не предатель, как нам говорили». Это ли не плоды кампании против вас? Вы не ощущаете изменение отношения к себе?

Мне это не очень интересно. Я вижу, что нормальные люди как ко мне относились хорошо, так и относятся, а на всякого идиота не наздравствуешься.

Вы заметили, как много людей перессорились из-за политики в последнее время? Как вы думаете, как скоро люди начнут мириться, если вообще начнут?

Я лично ни с кем не ссорился. Рано или поздно все встанет на свои места. А ссориться — глупо и непродуктивно. Каждый человек за свои поступки отвечает сам. А в конце жизни ответит по большому счету. Так что чего с ним ссориться?


 Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Некоторые считают, что без гонений творческие люди перестают писать хорошие произведения, что такое давление полезно. Как вам такая точка зрения?

Да, очень полезно (саркастически). Еще для врачей оно очень полезно и для учителей. Вообще для всех полезно давление. Мы живем все-таки в удивительном мире. Вот кто такое говорит, кто эти люди? Они художники? Думаю, это исходит от идиотов. Художнику надо не мешать. Ему можно не помогать, главное — не мешайте, и он сам сделает все, что он должен сделать. А давление оставьте себе.

На существовании некоторых групп гонения сказывались очень неблагоприятно. Так, суд над Джимом Моррисоном, которого обвиняли в аморальном поведении, и кампания в СМИ против The Doors сильно подкосили группу. А как кампания против Макаревича отразилась на жизни «Машины времени»?

Мы с «Машиной времени» позавчера играли в Минске, вчера в Гомеле. Принимают нас замечательно, все идет своим чередом.

Группа больше пяти лет ничего не выпускала. Собирается ли «Машина времени» писать новый альбом?

Мы готовим песни, и я думаю, что зимой мы его сделаем.

Александр Зайцев

Источник: lenta.ru