“Не стреляйте в оператора!”

957bdb86a7862cf173cf78ae05f0313a

О новом фильме режиссёра-документалиста Валерия Тимощенко.

Понять сегодняшние мировые военные конфликты и ситуацию на Украине мы можем, только осмыслив войны, идущие с 1992 года – в Приднестровье, Абхазии, Чечне… Эту мысль проводит режиссёр Валерий Тимощенко в своём новом документальном фильме «Не стреляйте в оператора!», над которым он работал в течение последних двадцати двух лет.

В ноябре 2015 года фильм «Не стреляйте в оператора!» получил специальный приз Союза журналистов России на VII Московском телефестивале «Профессия – журналист». Затем специальный приз жюри на кинофестивале «Радонеж».

Изумляет, насколько точно выдающийся философ Иван Ильин из эмигрантского далёка своим русским сердцем смог за полвека почувствовать и предсказать события 1990-х годов, запечатлённые в этом фильме: «Национальные обиды и племенные претензии будут разжигаться снаружи иноземными врагами и своими предателями, давно мечтающими ликвидировать Россию.

 Территория страны закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами. Державы всего мира: европейские, азиатские, американские – будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчёты в нововозникшие малые государства.

 Россия станет мировым “бродилом”, в которое будут вливаться социальные и моральные отбросы всех стран: агитаторы, разведчики, спекулянты, миссионеры, все уголовные, политические и конфессиональные авантюристы Вселенной…».

Валерий Тимощенко стремится осмыслить опыт съёмки, жизни и выживания фронтовых кинооператоров в многочисленных, вроде бы локальных, но от этого ещё более непредсказуемых, беспощадных и жестоких войнах.

В фильме воспроизводится момент авиаудара, нанесённого летом 2014 года по центру Луганска украинскими военными. «…Но официальные киевские лица и журналисты заявили в прессе, что ополченцы сами ударили по себе и по своим жёнам и матерям, – комментирует режиссёр. – Примерно так же всё было в Абхазии в 1992-м, и когда грузинские войска сбили два вертолёта, которыми пытались эвакуировать семьи шахтёров из Ткварчели – в большинстве русские – в них тогда заживо сгорело около 80 человек, половина из них дети. А у них были родители и братья, ясное дело – они пошли воевать. И всерьёз…».

Воевали всерьёз и в Чечне, где после сдачи Грозного в августе 1996-го погибло, умерло, пропало без вести более пятидесяти тысяч русскоязычных наших соотечественников.

Валерий Тимощенко изначально оглядывается и на опыт Льва Толстого. В личной беседе он вспоминает, что на Первой чеченской войне в 1996 году видел, как офицеры на привале читали «Хаджи Мурата». «Толстой командовал одним из редутов в Севастополе.  Сейчас, когда я побыл под артиллерийским обстрелом, когда ты прячешься, перебегаешь, но это всё – до прямого попадания, тогда я понял Толстого, который пробыл на такой войне год, столько ходок сделал!», – говорит автор фильма.

Тимощенко находит множество параллелей в описании Толстым Севастополя 1855 года и описании Кавказской войны, сделанном наместником Кавказа А.И. Барятинским, при котором был пленён Шамиль. Режиссер уверен, что точки соприкосновения событий присутствуют всегда. «В августе 1996-го победа была уже в наших руках. Об этом я лично свидетельствую. И тогда Грозный был сдан. Мы находились под Ведено. Это родина Шамиля Басаева. Двести лет назад, когда наши взяли Ведено, через две недели Шамиль был пленён», – говорит Валерий Тимощенко.

 Автор фильма поехал в Луганск 18 июля 2014-го – на следующий день после гибели там, у посёлка Металлист, операторов «РТР» Игоря Корнелюка и Антона Волошина.

 Поехал по зову сердца. Кстати, ещё прадед Тимощенко – кубанский казак Герасим Иванович Прийма служил на Иранской границе, воевал в Манчжурии, а дед в Первую мировую сражался на Западном фронте в Белоруссии.

В тот день 2014-го съёмочная группа с казаками остановилась у пограничного перехода Изварино, где были беженцы – русские люди, бегущие от войны в Донбассе. Валерий Тимощенко вспоминает, что подобным образом было в Дубоссарах в Приднестровье, где люди также старались отправить детей подальше от войны, и «со спокойным сердцем воевать за свой дом, свой родной язык, за кириллицу».

В фильме Тимощенко вспоминает своих коллег: журналиста Александра Берлизова, много сделавшего для возрождения казачества на Кубани, погибшего 31 марта 1992 года на Кошницком плацдарме Приднестровской Молдавской Республики, и поэта, переводчика Александра Бардодыма, погибшего 10 сентября 1992 года в Абхазии. Оба они добровольно отправились на помощь братьям-казакам защищать границы России.

Вспоминает автор фильма и псковского оператора Валентина Януса и майора Александра Осадчего из Псковской дивизии ВДВ, погибших 14 января 1995 года от пуль снайпера, прицельно стрелявшего по оператору и его камере. Валерий Тимощенко своей киноработой предупреждает коллег, что против камеры воюют… Но самым подлым оказалось то, что последние кадры Валентина Януса тогда были использованы его коллегами против погибшего оператора, против той мысли, к которой он пришёл на войне: «Мне трудно, мне страшно, но я горжусь, что у нас есть такие солдаты». Вот и в репортажах Игоря Корнелюка, Антона Волошина, в фотографиях Андрея Стенина, погибшего ещё в мае 2014-го, была искренность, подлинное чувство, честность, мужество. Кадры Валентина Януса зрители смогут увидеть теперь в фильме «Не стреляйте в оператора!».

Гибель коллег и послужила причиной написания своеобразного Устава военного оператора, состоящего из необходимых правил поведения, сформулированных В. Тимощенко.

 И одно из таких правил: «Следуй за ситуацией, за жизнью, не организовывай войну, она сама всё организует, не искушай судьбу, никогда не проси что-то сделать для кино, для кадра». И ещё одно, немаловажное: «Ты обязан знать историю территории, где снимаешь войну».

 Фильм «Не стреляйте в оператора!» выстроен не просто на монтаже военной хроники. Режиссёр почти в каждом кадре снимает человека: страдающего, думающего, любящего. Вглядываясь в человека, в его личные переживания, он выстраивает свою версию событий. Режиссёр снял, например, как ополченцы в минуты затишья ведут наблюдения с монумента князю Игорю в Луганске, прямо из седла древнерусского героя, а с той, «половецкой» стороны, как и положено, по князю стреляют. Герои фильма, – вчера русские крестьяне, рабочие, а сегодня – воины, – замечают, что именно на этом месте они недавно в ходе раскопок обнаружили снаряды и останки бойцов Великой Отечественной войны, а сегодня здесь снова линия фронта. Вот и думайте, что за сакральное место там, у Северского Донца…

По зову казачьей крови режиссёр откликается на боль отеческой земли, в каком бы месте огромной Родины не вспыхнул военный конфликт. Ведь и Россия, и Абхазия, и Украина – одна земля. Потому и война на ней идёт – одна. Одинаковые разрушения, люди говорят примерно одно и то же. И задача фильма – пробудить людей, заставить думать, помочь им дойти до понимания ситуации…

Валерий Тимощенко не делает выводов, не говорит, кто виноват в этой войне, но по репликам мирных жителей Осетии, Абхазии мы всё понимаем сами.

 «Страшное дело случилось на Кавказе. В СССР было три православных народа: осетины и аланы, грузины и русские-украинцы-белорусы (я их не разделяю). Американцы добились своего… сгоревшие сёла, дома», – говорит водитель автомашины – осетин.

 «Мы для них не народы, мы – элементы рынка», – продолжает православный священник из Осетии.

Для Сухума в 2008 году готовилась участь Цхинвала. «Но судьба и 7-я гвардейская дивизия ВДВ распорядились иначе, – говорит Тимощенко. – Её 108-й полк десантировался с моря, выдвинулся к Зугдиди и прикрыл абхазов. Среди прочего, десантники захватили карты грузинской армии и военный план атаки на Абхазию». В 1993 году абхазы в тяжёлых боях вернули себе свою столицу, дошли до Кодорского ущелья. Тимощенко уверен: повернись война иначе, граница с НАТО была бы уже практически в Адлере.

В современном гвалте русофобии нам важно услышать слова благодарности России, сказанные пожилым абхазцем: «Великая Россия спасла нас. Мы этого никогда не забудем». Важно увидеть взгляд близких нам по вере людей, с надеждой устремлённый на Россию…

Думая над фильмом «Не стреляйте в оператора!», я неизменно вспоминаю фильм «Катюша» (1964) Виктора Лисаковича, которого Валерий Тимощенко считает одним из своих учителей. В этих картинах можно отметить режиссёрскую деликатность, искренность, точность, немногословность. И – жизнеутверждающий вектор.

«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..», – как своевременно звучат сегодня эти слова Льва Толстого из его «Севастопольских рассказов»!

Надеемся, что документальный фильм Валерия Тимощенко «Не стреляйте в оператора!» в ближайшее время будет показан на российском телевидении.

Ирина Ушакова

Источник: stoletie.ru