Дизайн интерьера постоянно эволюционирует

Так с чего же начинается история дизайна интерьера? На этот вопрос достаточно сложно ответить. Может всё начиналось с пещерных рисунков древних людей? Ведь жильём для первобытного человека являлась пещера, которую он украшал росписями на стенах, шкурами мамонтов и других убитых им животных. Камни и корни деревьев, наверно, использовались в качестве мебели, я так подозреваю, в то время у них ещё не было сети салонов IKEA. На художественное мировоззрение и соответственно интерьер первобытных людей оказывали влияние окружающая природа и богатый животный мир.

А может история дизайна интерьера начинается с экстравагантных могил египтян? Как известно, в Древнем Египте был очень развит культ загробной жизни, можно даже сказать он был основополагающим, что не могло не отразиться на архитектуре и интерьере ихних пирамид и храмов.

Некоторые историки, напротив, связывают дату возникновения дизайна, да и самой профессии дизайнера, с началом ХХ века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных предприятий. Но на мой взгляд это следствие, этап логического развития. Да, как понятие и определение дизайн, рождение и становление новой профессии дизайнер, это начало ХХ века, но не думаю, что этот аспект можно рассматривать вне контекста всей истории развития архитектуры и искусства человечества. На пустом месте это не могло сформироваться. В любом случае, развитие истории дизайна интерьера происходило под влиянием культур и обычаев, климата и доступных материалов, научных изобретений и торговли, от событий в экономике, политике и социальной жизни. Подробнее про дизайн квартир в Москве тут http://interior-design-24.ru/dizain-kvartir-moskva.html

Тем не мене, есть определённые исторические события, которые определили современный дизайн интерьеров. Наиболее полно оснащение интерьеров представлено в культуре Древнего Египта (4500 — 633 гг. до н.э.). Множество предметов быта дошли и до нашего времени. Уже в древнейший период египетской культуры были отработаны основные формы стола, табурета, стула и сундука. К оборудованию и интерьеру жилья также относились предметы утвари: корзины, короба и циновки, сплетённые из пальмовых волокон. Появились металлические зеркала. Ещё стоит заметить, что в египетской архитектуре господствовали принципы монументальности и статичности.

Древние Греки (2000 — 30 гг. до н.э.) внесли свою лепту к разработке этих египетских типов в виде собственного стремления к простоте и тщательной разработанности формы. Стены храмов и потолки штукатурили и расписывали, а полы в них были из чередующихся каменных плит или мозаики. Любопытно, что в жилых домах в Древней Греции вместо дверей часто использовали тканевые занавеси, также они играли большую роль в украшении интерьера. Сами ткани украшались декоративными узорами с изображением исторических и мифологических сюжетов. Самыми популярными цветами в древнегреческом интерьере были зелёный, шафранный, фиолетовый, золотой и малиновый. А мебель декорировалась росписями и инкрустациями. Не лишним было бы поблагодарить греков и за подаренные ими классические греческие ордера и орнаменты.

Общественные интерьеры Древнего Рима оставались примерно такими же как и в Древней Греции. Ну чем не плагиат :). Но техническое мастерство древних римлян (753 до н.э. — 330 н.э.) проявилось в изобретении ими арки, свода и купола. И что интересно, впервые появился такой материал как бетон. Не могу утверждать, что сами римляне его придумали, или же позаимствовали у кого то, но факт остаётся фактом. Если же греки строили театры в основном на склонах холмов, то в Древнем Риме началось строительство на плоских местах, что было уже произведением развитой объёмной архитектуры. Популярными постройками Древнего Рима стали термы (если по нашему, то это бани). Они служили не только для мытья, но и для культурных развлечений и занятий физическими упражнениями. Отделка интерьеров терм была роскошной — мозаичные полы, сводчатые потолки, сады, бассейны и скульптуры. Не хилые такие общественные бани были. Принцип арки оказал глубокое влияние на характер интерьера и мебели. Римский стиль в орнаментации позаимствовал немало мотивов с Дальнего и Ближнего Востока: шёлковые ткани, узелковые ковры, мозаики с типичной восточной орнаментацией из кружев и розеток, изображений слонов, фазанов и т.п..

В архитектуре Византии распространены были базилики, круглые крестовидные или многогранные храмы. Назначение и декор византийских зданий зависели от ритуалов и церемоний, игравших огромную роль в византийском быту. Основным строительным материалом в Византии был кирпич. Дома располагались задней, не имеющей окон, стороной к улице, а центром дома являлся главный зал. Стены обшивали деревянными панелями и завешивали тканями, чтобы сохранить тепло, а обогревались дома кирпичными печами. В оформлении полов и потолков использовалась мозаика, также полы покрывались коврами. Ещё в интерьере применяли золото, серебро, мрамор, камни. В отделке мебели использовались инкрустации из драгоценных камней и слоновой кости. Поразительно, но иногда мебель полностью выполнялась из золота или серебра. Хм, медвежатникам того времени, явно без фуры не обойтись, попробуй унеси полностью золотой диван в мешке

Формирование романской архитектуры началось во Франции и происходило это в эпоху средневековья. Интерьеры романских церквей украшали колоннады с капителями. В этот период стали применять в интерьере цветные витражи, а также искусственное освещение с помощью люстр в виде широких металлических обручей. Естественно, в место лампочек вкручивали восковые свечки в эти люстры :). В эту эпоху было мало стационарных предметов интерьера, все предметы, облегчающие жизнь, были переносными. Самыми удобными предметами интерьера считались ковры и ткани, с помощью которых и создавался уют. Ассортимент мебели был простым и довольно примитивных конструкций. А универсальным предметом мебели являлся сундук, заменявший собой лавку, стол, шкаф и кровать

Франция также отличилась готикой, т.к. она является родиной ещё и готической архитектуры. В Средние века (4 — 15 вв.), когда европейское общество переживало относительный экономический и культурный упадок, произошёл отказ от классического римского стиля. Уже в раннеготический период начали использовать стрельчатую форму арок и сводов, появились витые колонны. Интерьеры готических храмов были наполнены цветным светом витражей и свечей у алтарей. Распространение и культурное влияние ислама породило пристрастие к использованию геометрического орнамента и мозаики в отделке полов, стен и даже мебели, особенно в Северной Африке, Испании и Восточной Европе. Готические замки использовались в качестве крепостей и наиболее украшенными в них были жилые помещения. Стены штукатурились, потолки украшались росписями. Парадные залы декорировались геральдическими щитами, оружием, охотничьими трофеями и знамёнами. Большое распространение получили небольшие покои, которые гораздо легче отапливались, чем огромные залы. Стоит отметить, что одной из отличительных черт замкового интерьера было устройство отдельной кухни. Полы выкладывались керамическими плитками разных размеров, их расписывали восковыми красками и покрывали глазурью. Иногда плитки расписывались изображениями птиц, зверей, человеческих лиц и геральдических фигур. Наиболее распространёнными цветами были чёрный, жёлтый, коричневый и различные оттенки зелёного. Использовались сплетённые из тростника коврики. Освещались парадные готические интерьеры с помощью открытого огня. Скудная бытовая меблировка состояла из сундуков, столов, табуретов и скамей, которые декорировались элементами крепостной и церковной архитектуры, растительным орнаментом, ленточным плетением. Также, не были лишены декора петли и замки. Кровати снабжались балдахинами и занавесями.

Итальянский ренессанс, Эпоха Возрождения (1400 — 1600 гг.),стал одним из важных этапов развития интерьерного дизайна, во времена которого богатые люди украшали свои жилища в соответствии с современными тенденциями моды. Художники утратили вкус к религиозной символики и стрельчатой арке, обратившись за вдохновением к классическим архитектурным ордерам и античным мотивам. Был разработан популярный в те годы среди финансовой элиты версальский стиль. В Италии Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472) и Андреа Палладио (1508 — 1580) построили большие и красивые виллы, соединив классические композиционные идеи с научными достижениями своего времени и стилем. Стены стали расчленять на отдельные панели, украшая их фресками. В отделке полов использовали древнеримскую традицию мраморной мозаики и изразцы. Мебель начали декорировать трёхмерной богатой резьбой. В то время Италия стала центром текстильной индустрии, и великолепные шелка, орнаментированные декором, основанным на персидских и китайских мотивах, стали использовать для покрывал и драпировок. Ренессанс распространился постепенно по всей Европе — сначала в Испанию, затем во Францию и наконец в Англию, где стал основой тюдоровского — елизаветинского стиля.

Но, в 17 в. стиль ренессанса отходит от строгого подражания античности и становится весьма изощрённым, положив тем самым, начало формированию стиля барокко (от ит. barocco — «причудливый», «вычурный»). Что-то уж через чур причудливым и изощрённым у ребят получился стиль. Как раз Версальский дворец, начатый в 1661 для Людовика XIV, является ярким воплощением барокко. Этот дворец представляет собой анфиладу больших и пышно украшенных помещений. Стены их разделены на панели, заполненные гобеленами, мраморной облицовкой, зеркалами или остеклёнными окнами. Двери и другие деревянные детали покрыты резьбой и, как правило, позолочены. Мебель, обычно выполненная голландскими мастерами, также покрывалась золочёной резьбой или сложными инкрустациями из ценных пород дерева и металла. Как раз в эпоху барокко появляется понятие гарнитура — комплекта, состоящего из нескольких предметов обстановки, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и отделки. Мебель в этот период изготавливается под конкретный интерьер. Было разработано множество типов столов и кресел, причём каждый имел определённое назначение. Нужно отметить, в эпоху Возрождения была изобретена фанера, что соответственно ознаменовало новый этап в развитии предметов интерьера и мебели. Помещения разделяются на жилые зоны: приёмная, кабинет, столовая, кухня, спальня. Среди декоративных мотивов преобладают классические акантовые листья, фигурки купидонов, фрукты и цветы, стилизация под виноградные листья и плющ. Для обивки кресел, покрывал и напольных ковров широко использовались гобелены и шёлковые ткани. Возвращаясь к французскому Версальскому дворцу, можно уверенно сказать, что он установил тот высокий уровень королевской роскоши, достичь которого впоследствии стремились все дворы Европы.

А вот в эпоху правления уже Людовика XV возникает новый стиль рококо (фр. rococo, от rocaille — «раковина») (1730 — 1760), во многом отразивший вкусы разросшегося слоя крупных торговцев и мелкого дворянства. В загородных шато, в парижских домах и в самом Версале в моду вошли покои меньшего размера, так сказать, более интимные. Для отделки внутренних стен стали широко применять штукатурку с последующей её окраской в пастельные тона. В орнаменте, всё ещё богатом и резном, теперь преобладают непрерывные волнистые и закручивающиеся линии. При всём при этом уменьшились габариты мебели, в разработке которой также господствовали криволинейные очертания, выгнутые поверхности и гнутые ножки. И вот впервые появляется мебель, предназначенная для повышенного комфорта — шезлонги и оттоманки. Теперь предпочтение отдаётся более тонким и лёгким тканям, декорированным мелким рисунком из лент и волн, букетов и раковин. А увлечение Востоком нашло своё отражение в распространении ориентальных мотивов в виде пагод, фазанов или обезьян.

Не выпуская пальму первенства из рук, Франция продолжает диктовать европейскую моду и при Людовике XVI, утверждается неоклассицизм (1760 — 1789). Открытие руин древнеримских зданий в Помпеях в 1748 вновь вызвало интерес к классической традиции. В результате прихотливо изогнутые поверхности вновь были вытеснены прямыми элементами, напоминавшие о классических колоннах Древнего Рима. В интерьерах господствует белый цвет с лёгким добавлением позолоты. Этот интерес проявляется повсюду: в ручках кресел, карнизах или обрамлении дверей, преобладает чёткая система деления на основание, ствол, капитель и антаблемент. Мебель и рисунки тканей характеризуются мелкой масштабностью и изысканностью пропорций.

Один исторический персонаж также не остался в стороне и внёс свою лепту в историю дизайна интерьера. В период правления Наполеона I зародился французский стиль ампир (фр. empire — «империя»). Военные экспедиции Наполеона I в Египет, Грецию и Рим оказали огромное воздействие на формирование этого стиля. Ампир является первым стилем, который «насаждался сверху» и должен был символизировать могущество и величие державы. Хотя интерес к римским древностям появился при Людовике XVI, то уже при Бонапарте римская империя стала идеалом красоты для этого стиля. Теперь в интерьерах преобладают тёмные цвета с акцентировкой белых колонн, статуй и драпировок, укладываемых наподобие шатра. В моду входит изображение мечей, копий и инструментов военного оркестра. Мебель укрупняется и несколько утяжеляется, поверхности украшаются пилястрами, колонками, сфинксами, кариатидами, а ножки выполняются в форме львиных лап. В декоре часто повторяется буква «N» — инициал Наполеона Бонапарта, используются факелы и лавровые венки. А изобретение в 1801 жаккардового переплетения дало возможность для создания новых, сложно переплетённых многоцветных тканей фабричного производства.

Последним стилем интерьера, продолжившим классическую линию, стал стиль бидермейер (распространённый в 1815 — 1848 гг.). Стиль бидермейер не является архитектурным стилем как таковым, он проявился в интерьере и мебели, которые перестраивались в соответствии со стремлением буржуазии к упорядоченной жизни. Главный упор этого стиля — практичность, доброкачественность и удобство. Помещения бидермейера светлые и просторные. Появляются светлые обои в мелкий цветочек или полоску и обои снежной белизны, воздушные занавески. На стенах развешиваются акварели, миниатюры, гравюры, ленты и колокольчики. Мебель декорируется фанерованием, обивкой служит ситец «в цветочек» и репс «в полосочку». Используются гвозди с большими фарфоровыми шляпками. Также появляются умывальники — разновидность корпусной мебели. И одним из непременных украшений помещений становятся комнатные растения.

Развитие архитектуры, искусства, ремёсел и технических достижений, а также течений и направлений в моде разных периодов истории, оказало влияние не только на те страны где всё это зарождалось и формировалось. Но и повлияло на остальной мир, трансформируясь естественно с учётом мировоззрения и быта народа проживающего на разных территориях. Например поздний георгианский стиль в Англии вторит французскому неоклассицизму, а меблировка английской готики или подражание ренессансу тюдоровско-елизаветинской эпохи в целом повторяла общеевропейские тенденции. Но тем не менее, пристрастие англичан к картинам природы отразилось в сочности росписи стеновых панелей, глубоких естественных тонах и любви к изображению садовых растений в декоре, что делало английский интерьер легко узнаваемым. Англия всегда более славилась искусностью мебельных мастеров, чем выработкой общих концепций домашнего интерьера. Знаменитый мастер Томас Чиппендейл (ок. 1718 — 1779) (нет, это совсем не те знаменитые герои мультфильмов о которых вы подумали) создавал мебель, по стилю напоминающую рококо, но с активным использованием и готических и восточных мотивов. Ножки его кресел и столов, как правило, имели витую форму и завершались звериной лапой, сжимающей в когтях шар. Мебель Чиппендейла многократно копировали в самой Англии, в Германии и в США. А ранние американские интерьеры отразили вкусы, характерные для тех европейских стран, откуда были родом американские колонисты. Мебель состояла либо из привезённых из Европы предметов, либо их грубых имитаций, сработанных из местных пород дерева и домотканых обивок. По большей части меблировка отражала английское влияние. А на юго-западе США испанские мебельные традиции смешивались с индейскими мотивами.

Таким образом, подводя итоги, можно считать, что ренессанс является значимым этапом в развитии интерьера, своего рода стал колыбелью. Второй по значимости этап развития в истории дизайна интерьера относится к промышленной революции, которая сделала его доступным для среднего класса. В это время дизайн перестал быть привилегией только богатых людей. В 20 годы прошлого столетия, первостепенную роль в истории дизайна сыграла школа Баухауз (высшая школа строительства и художественного конструирования), работавшая на протяжении 1919 — 1933 гг. в г. Веймаре Германия. Течение сочетало в себе комбинирование изобразительного искусства и ремёсел. То, что мы видим сейчас в нашем интерьере стало своего рода продолжением ключевых идей Баухауз. Будет не справедливым также не отметить и ВХУТЕМАС ( высшие художественно-технические мастерские) в г. Москве в 1920 г.. В этих учебных заведениях были сконцентрированы выдающиеся художники, инженеры и архитекторы того времени: В. Татлин, А. Родченко, Л. Попов, М. Ван дер Роэ, В. Кандинский, П. Мондриан, П. Клее и другие. Телевидению также принадлежат заслуги в развитии истории дизайна, благодаря начавшейся в 70-е годы популяризации его в различных ТВ-шоу в Европе и США.

Вообще, сформировавшееся в начале XX столетия новое стилевое направление в архитектуре, называемое Функционализм стало теоретической базой для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видели красоту художественной формы в её функциональной целесообразности. Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты, которые искали выход из надоевшего подражания стилям прошлого, отрицая эклектику и критикуя украшательство, вели поиски в области рациональных, геометрических форм. Среди них такие известные имена, как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля модерн, Михаэль Тонет и его известный во всём мире «венский стул», Чарльз Макинтош — лидер стиля Ар-нуво, дизайн которого считается вершиной европейского модерна, его мебель воспроизводится и по сей день. И из контекста выше сказанного, возникает ещё один вопрос: «тогда кто ж такой дизайнер и какова его роль, если тут и архитекторы, и художники и даже инженеры?» Сегодня, дизайнер — это художник с инженерным мышлением, постоянно решающий задачу одновременного сочетания таких качеств создаваемого интерьера или предмета как: его целесообразность, функциональность, эргономичность с одной стороны и эстетическая привлекательность с другой.