Наблюдение астрономов-волонтеров всколыхнуло мир

5d8e494632836e1e803fdbd113374ac5

Странное поведение звезды KIC 8462852, расположенной в созвездии Лебедя, позволило американским астрономам выдвинуть гипотезу о наличии внеземной цивилизации. Периодически это небесное светило закрывают какие-то странные образования, причем схема этих затмений не укладывается в обычные, знакомые астрономам. Аномалию обнаружила команда астронома Йельского университета ТабетыБояджан. Сначала они думали, что это связано с поломкой телескопа Kepler, который в течение последних лет наблюдал за этой звездой, однако впоследствии эту версию отвергли.

Между тем, астрофизики обнаружили, что вокруг KIC 8462852 кружит массивное скопление вещества (космической пыли), которое, возможно, и блокирует свет. Однако другой американский астроном Фил Плейт в статье на slate.com опроверг эту теорию. По его мнению, космическая пыль может быть только возле новой, молодой звезды, а KIC 8462852 – не является таковой. Вместе с тем, по словам известного астрофизика из Пенсильванского университета Джейсона Райта, неизвестное образование вокруг этой звезды можно объяснить тем, что кто-то построил вокруг нее искусственный объект больших размеров, который частично и перекрывает свет. Эта конструкция, по словам Райта, позволяет использовать звезду как источник энергии. И это может быть свидетельством существования внеземных цивилизаций.

Идею использования звезд в качестве потенциальных носителей энергии высказал американский физик британского происхождения Фримен Дайсон еще в 1960-х годах. Он, собственно, и разработал проект, получивший название Сфера Дайсона. Согласно ему, высокоразвитая цивилизация может построить тонкую сферическую оболочку вокруг звезды и брать энергию из нее.

По мнению профессора Киевского национального университета им. Т. Шевченко и директора Киевского планетария Клима Чурюмова, если подтвердится гипотеза о сфере Дайсона, то это станет колоссальным открытием и прямым подтверждением присутствия других цивилизаций. Что касается земной науки, то мы еще не достигли того цивилизационного уровня, чтобы иметь возможность построить что-то похожее. Но в будущем, отмечает ученый, человечество сможет использовать энергию звезд, хотя на данном этапе это и выглядит маловероятным.

КОММЕНТАРИЙ

Юрий КОСТЮЧЕНКО, ученый, специалист в области спутниковых наблюдений, геоинформатики и статистики, эксперт по вопросам безопасности и рисков, ведущий научный сотрудник Научного центра аэрокосмических исследований НАН Украины:

– Кривые яркости двойной звезды KIC 8462852, которые определила команда PlanetHunters по данным наблюдений космической обсерватории Kepler, выглядят на самом деле странно. Периоды и амплитуда изменения яркости не характерны для двойных звезд. Собственно, есть много объяснений, почему двойные звезды ведут себя «странно», но все они касаются, как правило, молодых звезд, к которым KIC 8462852 не принадлежит. В частности, спектральный анализ не подтвердил наличия внутренних процессов, которые могли бы отвечать за нетипичное изменение яркости, инфракрасные наблюдения не подтвердили наличия вокруг звезды «облака» протозвездного вещества, которое закрывало бы излучение. Также рядом не наблюдается зона активного рождения звезд. В таких условиях вполне логичным выглядит появление версии о наличии вокруг KIC 8462852 «сферы Дайсона» – искусственной мегаструктуры – творения внеземного разума, которая собирает энергию для нужд другой цивилизации. Впрочем, аргумент «внеземного разума» есть смысл применять только в случае, когда все остальные возможности объяснения были тщательно рассмотрены и основательно исключены. В данном случае (как и во всех, которые мы наблюдали до сих пор) это не так.

Вселенная весьма разнообразна в проявлениях законов, которые ею управляют, поэтому многообразие природных феноменов фактически является неограниченным. Так или иначе, до сих пор нам еще не приходилось применять версию «внеземного разума» для объяснения феномена, который мы наблюдали. Достаточно было совокупности природных явлений. В частности, в случае KIC 8462852 лучшим на сегодня объяснением является влияние на вариации яркости облака комет и их обломков, которое попало на орбиту KIC 8462852 после прохождения рядом другой звезды, под ее гравитационным воздействием. Да, это явление очень редкое и имеет краткосрочный (по масштабам Вселенной, несколько десятков тысяч лет – очень маленький промежуток времени) характер, но это – лучшее естественное объяснение, которое существует на сегодняшний день. Если выбирать между невероятным (тем, что происходит исключительно редко) и невозможным (тем, что противоречит нашим представлениям об окружающем мире), мы должны выбирать невероятное. Потому что оно естественное, а потому возможное. Невозможную версию мы применим, когда все возможные объяснения будут отвергнуты. Итак, является ли феномен двойной звезды KIC 8462852 доказательством существования внеземных цивилизаций? Скорее всего – нет. Мы имеем дело с очень редким, но естественным феноменом. Так или иначе, сам факт такой огласки в СМИ астрономического открытия и профессиональной дискуссии является уже положительным, так как повышает интерес общества к науке, пробуждает интерес людей к тайнам Вселенной. А в этом случае мы имеем дело именно с такой тайной.

Более того, оживление этой дискуссии позволяет поднять несколько важных для нас проблем. В частности, проблему обеспечения человечества энергией. Во-первых, надо помнить, что все виды энергии, которые мы сейчас потребляем, так или иначе являются трансформированной энергией Солнца – нашей ближайшей звезды. Поэтому обратиться к «первоисточнику» в случае необходимости – логичный шаг. Во-вторых, наши потребности в энергии постоянно растут. По состоянию на 2012-2015 гг. человечество потребляло в среднем 7-8 тераватт энергии. По прогнозам экспертов, к 2100 году потребность в энергии возрастет до уровня около 20-21 тераватт. При таком росте потребностей, обеспечить себя за счет всех известных традиционных, «зеленых» и атомных источников энергии мы не сможем. Итак, логичной выглядит идея, что именно здесь нам придется выйти в космос и брать энергию непосредственно от Солнца. Например, обсуждаются проекты установки солнечных батарей на поверхности Луны и дальнейшей передачи энергии на землю с помощью микроволновых средств. Обсуждаются идеи использования энергии солнечного ветра с помощью орбитальных станций, а также сбора солнечной энергии большими зеркалами, расположенными на орбите Земли. И, конечно, построение конструкции вокруг Солнца – своеобразной оболочки или набора оболочек, которые собирали бы энергию для нужд человечества, также не обделено вниманием. Все эти проекты касаются области так называемой астроинженерной деятельности. Пока у нас не хватает технологий для реализации такого рода планов, но и невозможными их называть уже не стоит. Эта деятельность касается всего человечества и требует общечеловеческого вклада. Поэтому, очевидно, достижения наших ученых и наших инженеров смогут быть использованы в случае реализации таких проектов, как они были использованы в других глобальных научных и технологических проектах. Проблема наличия безопасной и доступной энергии – глобальная проблема, и решать ее придется всему глобальному человечеству вместе. Или всем вместе оказаться в темноте и мире примитивных технологий.

Клим ЧУРЮМОВ, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, директор Киевского планетария, член-корреспондент Национальной академии наук Украины:

– Гипотезы, которые предлагаются относительно каких-то разумных конструкций на орбите этой звезды, подразумевают сферу Дайсона. Наша цивилизация не может построить такого, поскольку мы еще не достигли такого уровня прогресса.

Существуют триллионы звезд и экзопланет. Там есть цивилизации, но уровень их развития совершенно разный – учитывая возраст звезд. Более старые цивилизации – самые развитые. Они как раз и в состоянии построить такую сферу. Чтобы людям ее построить, то надо распылить Юпитер и на орбите Земли сделать такую оболочку, чтобы солнечная энергия могла бы полностью использоваться. Технологически для нашей цивилизации это пока что невозможно.

Конечно, такая гипотеза имеет право на существование. Звезда KIC 8462852, которая находится в созвездии Лебедя как раз более старая, чем Солнце. Это говорит о том, что там возможно существовала, а может быть и существует еще (ведь свет от этой звезды доходит до нас только через 1500 лет)  более древняя цивилизация, которая могла много чего достигнуть, что человечество пока не осознало. Однако необходимо еще подтверждение данных о затемнении и изменении блеска этой звезды.

Со временем, может еще какой-то механизм сможет это объяснить. Пока что есть только предположение, что это – сфера Дайсона. Если бы это подтвердилось, то это было бы колоссальным открытием и прямым подтверждением присутствия иных цивилизаций. Хотя и без этого можно сказать, что другие цивилизации несомненно существуют на достаточном большом количестве экзопланет, подобных нашей Земле в нашей и других галактиках. Это – был бы прямой аргумент в пользу их существования. По-моему, никто не сомневается в этом. Но как обнаружить их существование? Если бы сфера Дайсона подтвердилась, то мы бы точно знали, что там есть высокоразвитая цивилизация.

Связаться с ней по радио выглядит маловероятным, но возможным. Эта звезда находится на расстоянии 1,5 тыс. световых лет, значит, представители иной цивилизации уже давно там существуют и послали нам такой сигнал. До нас он еще не дошел: надо целенаправленно прослушивать эту область. Однако более уверенно сказать, что это сфера Дайсона, можно будет сказать при наличии большей информации.

Только более развитые цивилизации могут что-то придумать, чтобы связаться с менее развитыми цивилизациями, как наша. Мы освоили уже Космос, исследовали всю Солнечную систему, но более развитая цивилизация уже прошла этот этап и поэтому, уже может строить такие грандиозные сооружения как сфера Дайсона.

По поводу перспектив Земли брать энергию от звезд и Солнца. Пока что мы используем доли процента солнечной энергии попадающей на Землю.  Если бы удалось использовать хотя бы 1% этой энергии (что эквивалентно 1 триллиону тонн условного топлива с теплотой сгорния 7000 ккал.кг в год), то это бы решило многие проблемы на многие века вперед, что стало бы выдающимся достижением – полезные ископаемые, пока они не закончились, еще долго могли бы поддерживать комфортное существование человечества. Сфера Дайсона предполагает 100% использование солнечной энергии. Это эквивалентно 100 триллионам условного топлива в год. Этого бы хватало надолго и на все потребности людей.

Также нам надо думать также об использовании полезных ископаемых от астероидов, ядер комет и планет. Надо совершенствовать солнечные батареи и приемники, и изобретать новые солнечные приборы, чтобы не тратить уголь, нефть, газ и другие ценные ресурсы.

ВУкраины тоже есть перспективы по развитию этой сферы. Хотя у нас пока и нет таких технологий, но рано или поздно Украина войдет в Европейский Союз и его технологии будут доступны и украинцам. Тогда Украина и будет обеспечена солнечной энергией.

Конечно, использование энергии звезд видится пока что маловероятным – они находятся очень далеко. Мы можем использовать только от них фотоны и космические лучи для научных целей. Сейчас же всему миру нужны инновации, которые бы позволили использовать более эффективно энергию Солнца. Украина тоже идет по этому пути, о чем говорят проведенные в сентябре и октябре этого года конкурсы Fallingwalls (фонд Кличко) в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко и Sikorskychallenge в Национальном техническом университете КПИ. У нас есть некоторые трудности из-за агрессивных соседей, но со временем это пройдет, и в Украине будут эффективнее поддерживаться и развиваться науки и ноухау, что приведет со временем и к более высокому кпд использования энергии Солнца.

Игорь Самокиш