Зачем флоту США супердорогой и беспомощный эсминец

ab818a1649b69933536545267b429673

На днях американским судостроителям, наконец, удалось отчитаться о постройке первого корабля нового проекта эскадренных миноносцев типа DDG 1000 Zumwalt. Названный в честь бывшего руководителя военно-морскими операциями США, в том числе во Вьетнаме, адмирала Элмо Р. Зумвалта (во время вьетнамских событий этот флотоводец командовал флотилией быстроходных катеров, которые патрулировали берега, бухты и реки), новый корабль впервые вышел на заводские ходовые испытания в заливе близ города Бат (штат Мэн).

Паритет с олигархами

Первое появление судна футуристического вида всполошило округу. В Интернете тут же появились фотографии загадочного корабля, который в сопровождении буксиров сначала проследовал по реке Кеннебек, а затем вышел на морской простор. Всех удивила внешность эсминца, нос которого получил обратную форму наклона. Кроме того, конструкция надстройки оказалась практически полностью скрытой за массивными металлическими щитами: дань моде на уменьшение отражающей способности корабля.

Некоторые тут же сравнили Zumwalt с яхтой российского миллиардера Андрея Мельниченко, спущенной на воду лет пять назад. Роскошное судно, выполненное по индивидуальному заказу за 300 миллионов долларов, также получило обратный наклон носовой части. Образ эсминца удивительным образом совпал и с кораблем капитана Немо из голливудского фильма «Лига выдающихся джентльменов».

Новые старые проблемы

Конечно, новую серию кораблей американские ВМС заказывали не для съемок блокбастеров и уж тем более не в унисон дорогостоящим развлечениям российских олигархов. Эсминцы класса Zumwalt должны были стать многоцелевыми морскими средствами для атаки противника на побережье, борьбы с авиацией, а также огневой поддержки войск с моря.

Первоначально военно-морские силы надеялись получить 32 таких корабля, однако из-за чудовищной дороговизны (первый Zumwalt «съел» 4,4 млрд. долларов из 22, предназначенных на обновление флота этими кораблями) это число было уменьшено до 24, а затем и до семи. А в 2009 году Минобороны США приняло окончательное решение ограничить данную серию всего тремя единицами.

По задумке авторов проекта, новые корабли должны были продемонстрировать миру торжество технологической мощи США. Эсминцы намеревались оснастить энергетической установкой нового поколения, представленной комбинированным дизель-газотурбинным двигателем. Кроме того, новацией должно было стать применение радиопоглощающих материалов, уменьшающих заметность корабля.

Однако именно техническая сложность проекта стала причиной задержки со сдачей на испытания даже первого корабля. В частности, на портале Военно-морского института США (USNI) сообщалось, что проблема возникла как раз с изготовлением энергетической установки: промышленность оказалась не готова к такому производству. В итоге испытания пришлось сдвинуть более чем на год, параллельно скорректировав сроки готовности и второго корабля.

«Петр Великий» – вне конкуренции

О тактико-технических характеристиках нового американского эсминца по ряду причин известно немногое. В плане вооружения корабль будет оснащен двумя десятками универсальных пусковых установок Mk-57, двумя дальнобойными артиллерийскими установками калибра 155-мм, а также 30-миллиметровыми зенитными автоматами. Кроме того, предусмотрена возможность базирования в кормовой части эсминца одного вертолета, а также беспилотных летательных аппаратов.

А вот поставить на Zumwalt электромагнитную пушку (версии о том, что этот перспективный корабль будет оснащен еще и перспективным оружием заранее выдвигались в американской прессе) кораблестроителям так и не удалось. Причина оказалась банальной: нехватка энергии. Для стрельбы из подобного орудия потребовалось бы обесточить практически все электронные системы корабля. Колоссальное энергопотребление оказалось тем самым камнем преткновения, который и пустил ко дну эту революционную идею.

Кроме того, не состоялся и заявленный рекорд по тоннажу. Несмотря на то, что «Зумволты» оказались крупнейшими неавианесущими боевыми кораблями в составе ВМС США (водоизмещение эсминца приблизилось к 15 тысячам тонн), рекорд в этом смысле сохранили российские корабли проекта 1144 с водоизмещением 26 тысяч тонн. Один из таких кораблей – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Говорить о его преимуществе в плане вооружения излишне: номенклатуру оружия крейсера составляют противокорабельные ракеты, комплексы ПВО, большой перечень противолодочных систем, артиллерийское вооружение различного калибра.

«Белые слоны» флота

Оценивая новый проект американского военного флота, специалисты отмечают прежде всего слабую вооруженность «Зумволтов». Так, российский военный эксперт Ярослав Вяткин обращает внимание на то, что на эсминце нет противокорабельных ракет, даже дозвуковых «Гарпунов», тогда как тот же «Петр Великий» оснащен 20 ракетами сверхзвукового противокорабельного ракетного комплекса «Гранит». Кроме того, вызывает удивление размещение боевого информационного центра корабля в надстройке, напичканной антеннами. В случае пуска ракеты радиолокационная головка самонаведения определит эту цель как центральную, уничтожив «сердце» корабля.

Не самым лучшим стало и решение отказаться на «Зумволте» и от обязательного наличия двойного дна. Подобная противоторпедная защита, как напоминают специалисты, является для крупных кораблей обязательной, однако авторы проекта Zumwalt решили на этом, видимо, сэкономить.

Кораблем не для серьезного противника, а для «папуасов» назвал новый американский эсминец военно-морской эксперт Александр Тришин. Он обратил внимание на отсутствие многоствольной ракетной установки и невозможность выполнения в связи с этим мощного огневого залпа.

«В итоге Zumwalt и его одноклассников ждет судьба “белых слонов” флота – малосерийных, крайне дорогих и разорительных, напичканных уникальными решениями игрушек, которые вдобавок будут беречь и лелеять, – резюмирует Ярослав Вяткин. – Этими кораблями, конечно, будут гордиться, снимать в боевиках о сражениях морскими монстрами. Но службу в ВМС будут тащить все те же Arleigh Burke, чья стоимость в три с лишним раза меньше Zumwalt».

Все «замечательные» решения меркнут перед их гигантской ценой. Кстати, многие возможности, изначально заявленные для этих эсминцев, пока так и не появились, а, возможно, и не появятся ввиду их технической сложности.

Дмитрий Сергеев

Источник: politikus.ru