98700428215710d0342e2fe858566666

Эксперты Bellingcat узнали имена российских военных, подозреваемых в причастности к крушению Boeing на Донбассе

Независимая экспертно-журналистская группа Bellingcat представила новый доклад по катастрофе малайзийского Boeing на Донбассе в июле 2014 года. В расследовании, основанном на информации из открытых источников, названы имена и звания российских военных, которых эксперты подозревают в причастности к атаке на самолет при помощи зенитно-ракетного комплекса «Бук».

Доклад Bellingcat под названием «MH17: потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады» опубликован на сайте группы. Выводы экспертов основаны на спутниковых снимках, геолокации и данных из социальных сетей.

Стоит отметить, что после публикации доклада сайт Bellingcat подвергся серии DDoS-атак. Отчет о крушении Boeing пришлось размещать по другому адресу, сообщили в экспертно-журналистской группе.

Авторы расследования считают, что 53-я зенитно-ракетная бригада предоставила самоходную огневую установку «Бук-М1», сбившую впоследствии Boeing 777 на востоке Украины. Кроме того, эксперты предполагают, что операторы этого ЗРК служили в указанной бригаде.

В отчете отмечается, что 23-25 июня 2014 года колонна 53-й зенитно-ракетной бригады перевозила комплексы «Бук-М1» из Курска к российско-украинской границе. Движение российских военных можно проследить на сайте Storymap. В том числе, по данным Bellingcat, военные перебросили ЗРК, который в тексте условно называется «Бук 3×2» (по надписи на правом борту, вторая цифра стерта).

В операции по переброске участвовали военные второго батальона 53-й зенитно-ракетной бригады, на что указывают индивидуальные номера заснятой очевидцами техники. Все они начинаются с двойки, что говорит о принадлежности к определенному соединению.

И лишь у одной пусковой установки номер отличается — в тексте отчета его условно обозначили «3х2». По данным экспертов, «Бук 3×2» заменил машину с номером 222.

Авторы расследования также обратили внимание на сходства между «Буком 3х2» и «Буком», снятым на востоке Украины 17 и 18 июля. По мнению экспертов, это говорит о том, что на Донбассе оказался именно российский ЗРК.

Кто участвовал в переброске «Бука» на Донбасс

Имена тех, кто, по мнению Bellingcat, участвовал в переброске «Бука» на Донбасс, в докладе изменены. Полную версию отчета эксперты предоставили возглавляемой Нидерландами международной следственной группе (Joint Investigation Team, JIT).

В своих предыдущих докладах эксперты Bellingcat приводили доказательства в пользу того, что малайзийский Boeing был сбит ЗРК «Бук-М1», который мог принадлежать 53-й зенитно-ракетной бригаде.

В новом отчете подробно анализируется состав этого военного подразделения. Эксперты, основываясь на данных из соцсетей, опубликовали информацию о 14 должностных лицах второго батальона 53-й бригады, в том числе командиров зенитно-ракетных установок. «Солдаты второго дивизиона разместили в интернете огромное количество информации, в том числе фотографии и текстовые записи, свидетельствующие об их пребывании у российско-украинской границы в июне и июле 2014 года», — отмечается во введении к отчету.

Авторы доклада полагают, что руководить конвоем, сопровождавшим «Бук» при переброске на Донбасс, мог командир второго батальона подполковник Дмитрий Т. Его звание эксперты определили по фотографиям в соцсетях. «Даже если команда «Бука-М1» не включала российских солдат и офицеров, Дмитрий Т. ответственен за транспортировку «Бука 3х2″ к границе Украины», — отмечается в расследовании.

Кроме того, эксперты с высокой долей вероятности называют командира 53-й зенитно-ракетной бригады Сергея Мучкаева ответственным за замену 222-го «Бука». В то же время авторы отчета считают, что Мучкаев не принимал решения о запуске ракеты. «Это решение почти наверняка было принято на более высоком уровне», — пришли к выводу в Bellingcat.

Среди причастных к атаке на малайзийский самолет авторы доклада также называют командование 20-й армии, начальников Западного военного округа.

В то же время эксперты считают, что решение о переброске техники принималось на более высоком уровне — министром обороны Сергеем Шойгу, а также его первыми заместителями Валерием Герасимовым и Аркадием Бахиным. «При этом ответственность за убийство пассажиров MH17 из оружия, предоставленного российскими Вооруженными силами и, вероятно, управляемого российскими военными, в конечном счете несет Министерство обороны Российской Федерации и верховный главнокомандующий Вооруженными силами России Владимир Путин», — заключают авторы расследования.

Еще в январе 2016 года основатель Bellingcat Эллиот Хиггинс сообщил, что голландская прокуратура изучает доклад экспертно-журналистской группы, в котором содержатся имена и фотографии российских военных, причастных к крушению рейса MH17. Он рассказал журналистам, что речь идет о 20 командирах и солдатах, которые могли знать о передвижениях пусковой установки «Бук», сбившей MH17, согласно отчету Нидерландов.

Катастрофа MH17 и ее расследование

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавший рейс Амстердам — Куала-Лумпур, разбился 17 июля в Донецкой области Украины. Все находившиеся на борту 298 человек — 15 членов экипажа и 283 пассажира — погибли. Среди погибших были граждане 10 государств, большинство из них — подданные Нидерландов. Киев, не дожидаясь предварительных данных о причине катастрофы, обвинил в трагическом инциденте сепаратистов Донбасса, а также высказал мнение о возможной причастности России к падению лайнера.

Совет безопасности Нидерландов в середине октября 2015 года обнародовал доклад о результатах расследования причин крушения малайзийского Boeing на востоке Украины. По данным следствия, воздушное судно было сбито выпущенной из произведенного в РФ зенитно-ракетного комплекса «Бук» ракетой 9М38 с боевой частью 9Н314M. Ракета «земля — воздух» взорвалась менее чем в одном метре слева от кабины пилотов, установили эксперты.

То, что самолет был именно сбит, в докладе сомнению не подвергается, однако, кем именно, установить пока не удается. Так или иначе, часть ответственности лежит на украинских властях, поскольку небо над зоной конфликта было открыто для гражданской авиации, считают в Совбезе Нидерландов.

Также в октябре международная следственная группа, занимающаяся расследованием катастрофы, заявила, что установлены важные и представляющие интерес для расследования фигуранты дела. Пока имена подозреваемых и возможных свидетелей не раскрываются. Следственная группа отметила, что расследование будет продолжено в 2016 году.

В середине января 2016 года Росавиация выступила с критикой окончательного доклада Нидерландов о катастрофе Boeing 777 на Донбассе. В ведомстве поставили под сомнение вывод о том, что лайнер был сбит из ЗРК «Бук», а также заявили о недостаточной ответственности Украины за крушение самолета.

Источник