8d7e7e5bd246655481b171e5280e85fc

Дальнобойщики против системы, или Протест некреативного класса

 Почему очередной дорожный сбор вызвал такое возмущение? И покажут ли забастовку дальнобойщиков по телевизору? Мнение Александра Плющева специально для DW.

Еще в детстве, задолго до наступления капитализма, я понял одну простую вещь: если с каждого человека в стране собрать по копеечке, сумма выйдет колоссальная. Не говоря уж о полтиннике или рубле. Главное — придумать, как эту копеечку собрать. Государство в этом плане было очень изобретательно: помимо налогов, в СССР существовало множество разных сборов, вроде отчислений в профсоюз или какой-нибудь ВЛКСМ, а также облигаций внутреннего займа. Прошло несколько десятков лет: я так и остался теоретиком примерно с тем же уровнем понимания бизнеса, а государство весьма преуспело в способах сравнительно честного отъема денег у населения — благо, есть, что отнимать.

Казалось бы, при нынешней поддержке населения, власти могут потихоньку обирать его сколь угодно долго, тем более, повторюсь, разных инструментов придумано немало. Ключевое слово здесь «потихоньку»: если бы не та вопиющая наглость, с которой вводятся новые поборы и не те неудобства, которые они создают, никаких протестов, скорее всего, вовсе и не было.

Границы дозволенного

К стяжательству властей в России давно привыкли, этим мало кого удивишь. Многие россияне считают воровство начальства неотъемлемой частью его сущности. Тоже такой своеобразный налог, который не беспокоит до тех пор, пока не бросается в глаза. Да и в этом случае беспокоит не всегда — мало кого впечатлил дворец, предположительно, Сергея Шойгу в китайском стиле: человек уважаемый, должен жить прилично.

Другое дело — пусть и друг Путина, но все же олигарх, вернее, что еще возмутительнее, молодой сынок олигарха, которому вдруг достается неиссякаемый денежный ручеек. Никто особенно и не скрывает, что сбор средств на ремонт и строительство дорог тут только повод: в стране давно введен как транспортный налог, так и акциз на топливо. А дорог как не было, так, по большому счету и нет. Так что причина введения новых дорожных поборов — заработок конкретного человека. Но даже этого для возникновения массовых протестов в России недостаточно.

Мало ли кто на чем зарабатывает, привлекая к бизнесу членов своей семьи. У одного бывшая жена выигрывает тендер на пассажирские перевозки, дочь другого — крупнейший землевладелец России, третий вот к транспортному бизнесу присосался. Ну а кто не любит своих детей и, будь на месте олигархов, не порадел бы родному человечку? Люди будут недовольны, будут обсуждать, сетовать, даже негодовать, но протестовать из-за этого не выйдут.

А веревку выдадут?

И даже расходы, которыми чреваты все новые и новые оброки, сами по себе не толкают на протесты. На улицу людей в конечном итоге гонят неудобства, которые власти создают вместе с вводимыми податями. Будь система «Платон» продуманной и удобной, заплатили бы, поворчав, не только по 3 рубля, но и по 5 за километр. И поехали бы своей дорогой.

История со сбором на большегрузные автомобили напоминает анекдот, который заканчивается словами: «А веревку выдадут или свою приносить?». Для продолжения легального бизнеса владелец машины обязан зарегистрироваться в не всегда корректно работающей системе, приобрести и установить специальный дефицитный прибор, согласовать маршрут, в точности ему следовать и только потом заплатить, рискуя на каждом шагу подвергнуться еще и штрафу.

И это далеко не единичный пример, за другим даже далеко ходить не придется: на тех же дорогах введение платных участков сопровождается фантастическими неудобствами, хотя, казалось бы, должно быть как раз наоборот. Только на строящейся трассе М11 введены 4 платных участка, которые контролируют 4 разных компании. Никакой универсальности или взаимозаменяемости. В результате водителю, если он постоянно ездит по всей трассе, приходится приобретать 4 разных транспондера, а дальнобойщику еще и прибор системы «Платон». И все это нужно обслуживать и регулярно пополнять счета.

Добро пожаловать в реальность

А посему к дальнобойщикам готовы присоединиться и простые автовладельцы. При этом не имеет никакого значения, рассказывают ли о протестах по телевизору: беспредел на дорогах, да и не только на них люди видят собственными глазами, без всякого специального ящика. Другое дело, что, конечно, обидно: СМИ, которым доверяли безгранично, вдруг откровенно замалчивают столь вопиющую несправедливость! Что ж, добро пожаловать в реальность.

А показывать подобное никак нельзя, ведь получится, что на протест выходит не только привычная «пятая колонна», «белоленточники», «агенты госдепа» и прочие креаклы-хипстеры, а еще и те люди, которые до недавнего времени были опорой режима и поддерживали его практически во всем. И, казалось, были готовы к любым жертвам в обмен на пресловутое вставание с колен, на возвращение, как им кажется, авторитета страны на мировой арене, на маленькие победоносные войны, на присоединение Крыма. И если на «болотников» с помощью того же телевизора можно было натравливать «Уралвагонзавод» или «Антимайдан», то кто пойдет против работяг? Да даже не пойдет, а хотя бы просто поверит в их антинародную сущность?

Выяснилось, что сидящий в нашем шапито среднерусский, сибирский и особенно почему-то дагестанский зевака, хоть и весьма увлечен происходящем на арене, хоть и искренне аплодирует затейливому фокуснику, время от времени все-таки контролирует свой карман и даже хватает за руку слишком глубоко и, главное, грубо залезших в него бесстыдных воришек. Подобные люди, простые и наивные, «совсем как мы», вызывают симпатию и сочувствие к их проблемам. Ну как такое можно показывать по телевизору?

Александр Плющев

Источник: dw.com