Бухучет нужно регулярно проверять

Состояние бухгалтерского и налогового учета и отчетности на предприятии, в компании или организации – основной показатель деятельности юридического лица, по которому определяется эффективность бизнеса или ошибки в его ведении.

Недочеты в бухгалтерии могут иметь очень серьезные последствия. Проверки налоговой инспекции часто бывают внезапными, и если будет обнаружено, что в учете и отчетности есть недостоверные или не соответствующие законам данные, то на компанию будет наложен существенный штраф, а также его деятельность может быть приостановлена, а банковский счет закрыт.

Что включает проверка бухгалтерского учета

Проверка учета выражается в совершении следующих действий:

Анализ правильности, полноты и своевременности отражения на счетах и в регистрах произведенных хозяйственных операций.
Анализ достоверности и соответствия балансовых записей данным регистров и Главной книги.
Анализ соблюдения сроков сдачи отчетности.
Анализ контроля расходования финансов, материальных и трудовых ресурсов.
Анализ учета издержек.
Проверка правильности ведения документооборота.
Анализ ведения учета основных средств, а также НМА, своевременной их инвентаризации в соответствии с принятой учетной политикой.
Практически все хозяйствующие субъекты сейчас пользуются при ведении бухгалтерии программами на базе 1С. Ревизоры в ходе проверки анализируют, насколько выбранное ПО соответствует принятой в компании методологии бухгалтерского учета, изложенной в положении об учетной политике, и дают рекомендации по усовершенствованию автоматизированного учета.

Проверить ведение бухгалтерского учета в целом или выборочно

Чтобы избежать санкций, вовремя исправить ошибки и подготовиться к выездной проверке налоговиков, многие бизнес-единицы заказывают у сторонних компаний независимый аудит. В него входит анализ, насколько правильно осуществляется ведение бухгалтерского учета, а также исчисление налоговой базы и уплата налогов.

Заказчик заключает договор с компанией, предоставляющей услуги проверки, и к нему прикрепляют независимого ревизора – одного или нескольких. Проверка учета, в зависимости от потребностей клиента, может быть разной:

сплошной с изучением всех первичных документов, регистров синтетического и аналитического учета, правильности проведения учетной политики;
выборочной с изучением отдельных участков бухучета;
комбинированной, то есть сплошной по рискованным операциям и выборочной – по стандартным;
документальной с изучением представленных заказчиком документов без выезда к нему;
фактической, когда ревизоры выезжают к заказчику и проверяют ведение бухгалтерского учета непосредственно на месте.

Проверка учета – основание для принятия решения по бизнесу

Работа независимых ревизоров в принципе не отличается от проверки налоговиков, но результатом ее будут не штрафные санкции, а экспертное заключение – документ, в котором будут изложены все обнаруженные недочеты и рекомендации по их устранению.

На основании этого документа заказчик принимает оптимальное решение – исправить ошибки и восстановить учет, а в ряде случаев – сменить главного бухгалтера или вообще запустить процесс ликвидации предприятия, на котором ведение бухгалтерского учета запущено и не поддается коррекции.