Бардак в штатном режиме: о “Домодедово”

bardak-v-shtatnom-rezhime-o-171-domodedovo-187

Столпотворение в Домодедово пресс-служба аэропорта объяснила тем, что «сошлись прилеты сразу нескольких чартерных рейсов».

В воскресенье вечером, 3 апреля, корреспондент Интерфакса сообщил об огромных очередях в столичном аэропорту Домодедово. В зоне прилета у стоек транспортного контроля столпились тысячи пассажиров. Кондиционеры не работали, и некоторым стало плохо из-за отсутствия свежего воздуха. На тот момент никто из сотрудников воздушной гавани не предоставлял справочной информации и не пытался как-то организовать людей. Отсутствие комментариев со стороны руководства еще больше усугубляло крайне взволнованное состояние пассажиров.

Представители пограничного паспортного контроля от комментариев также отказались. Людям в очередях сотрудники предложили обратиться к руководству компании «Ист Лайн», которая управляет аэропортом и организовывает его работу.

Пассажиры неорганизованно пытались прорваться к стойкам, т. к. советов по поводу дальнейших действий никто из персонала не давал. У нескольких работающих стоек образовались огромные очереди, люди были вынуждены ждать от 40 минут до часа.

Примерно такая же ситуация сложилась и в зоне получения багажа. Чемоданы, сваленные с транспортера, в хаотичном порядке были разбросаны по залу. Пассажиры нервно пытались найти свой багаж. Из представителей правоохранительных органов либо администрации в зоне получения багажа никого не наблюдалось.

После того как ряд СМИ сообщил о трудностях с приемом пассажиров, пресс-служба Домодедово опубликовала на сайте аэропорта опровержение: «В связи с появившимися в СМИ публикациями о большом скоплении пассажиров в зоне прилета аэропорта Домодедово сообщаем, что в настоящий момент прилетающие пассажиры проходят все необходимые по прилету процедуры без задержек, в штатном режиме. Багаж также выдается пассажирам без задержек».

Пассажиры в какой-то момент назвали ситуацию неуправляемой, т. к. никто из представителей администрации не заверил, что руководство контролирует процесс паспортного контроля и выдачи багажа.

Встречающие и те, кто простоял в очередях, как минимум были удивлены, узнав об официальном комментарии администрации воздушной гавани.

Интерфакс приводит мнения очевидцев, которые с негодованием отзываются о сложившейся ситуации и о действиях сотрудников Домодедово.

Руководитель пресс-службы крупнейшей воздушной гавани РФ Елена Галанова признала наличие временных трудностей и объяснила «Российской газете» скопление пассажиров в этот вечер тем, что «сошлись прилеты сразу нескольких чартерных рейсов». Как известно, такие рейсы прибывают не по расписанию.

Прошлым летом в Домодедово наблюдалась похожая ситуация, когда у стоек пограничного контроля образовались длинные очереди. Тогда агентству удалось связаться с представителями аэропорта, которые утверждали, что ситуация под контролем.

Самые серьезные последствия возымел транспортный коллапс в конце 2010 года, когда из-за аномальной погоды было нарушено энергоснабжение. В результате пострадало около 20 000 человек, авиаперевозчики отменили 408 и задержали 801 рейс. Тогда энергетики, авиакомпании и аэропорты сваливали вину друг на друга. «Московская объединенная электросетевая компания» обвинила Домодедово в перебоях с подачей электроэнергии, заявив, что заниматься проблемами такого рода должно специальное подразделение аэропорта. Руководство воздушной гавани в ответ обвинило энергетиков в неправильной вырубке леса рядом с ЛЭП, что якобы стало причиной обрыва проводов.

Министр транспорта Игорь Левитин назвал тогда основной ошибкой менеджмента Домодедово то, что нужно было не принимать пассажиров, а закрывать аэропорт.

Если обратиться к Федеральным авиационным правилам, то п. 99 гласит, что в случае форс-мажора основная ответственность за пассажиров лежит на авиакомпании. Механизм в таком случае выглядит следующим образом, сообщает «Газета.Ru»: пассажиры подают иски против авиакомпаний, которые по законодательству являются ответственными даже в случае форс-мажора. Авиакомпании затем обращаются в суд с исками к аэропорту. Но в любом случае, даже если вина воздушной гавани в ненадлежащей организации работы будет доказана, предоставить своевременную информацию должен перевозчик.

По результатам расследования, проведенного специальной комиссией, виновными в авиаколлапсе признали всех участников: энергетиков, Росавиацию, авиаперевозчиков и аэропорты.

После декабрьских событий и в большей степени после теракта 24 января 2011 года возобновилась полемика по поводу грядущей национализации аэропорта, что эксперты, мнение которых приводит ИА REGNUM, считают маловероятным. Судебные тяжбы между управляющей компанией «Ист Лайн» и Росимуществом продолжались несколько лет и закончились в 2008 году, когда Высший арбитражный суд принял решение не возвращать Домодедово в госсобственность. О полной национализации речь не идет, считают специалисты, а вот смена «управляющего» вполне возможна. Менеджмент Домодедово в свете всех последних событий можно обвинить как минимум в халатности, считает политолог и экономист Михаил Делягин, а это уже может стать поводом для применения санкций.