Что сейчас происходит в Мексиканском заливе

chto-sejchas-proisxodit-v-meksikanskom-zalive

В Мексиканском заливе борются с экологической катастрофой. Компания British Petroleum, чья нефтяная платформа и затонула после взрыва в Мексиканском заливе, начала бурить новую скважину: примерно в километре от той, откуда сейчас вытекает в залив нефть. Инженеры корпорации считают, что таким образом можно уменьшить напор и даже, возможно, остановить выброс углеводородов.

Тем временем, ситуация ухудшается с каждым часом. По официальным данным, утечка составляет около пяти тысяч баррелей в сутки, но экологи называют цифры в 5, 10, а то и 50 раз больше. Что же сейчас происходит в Мексиканском заливе?

“Нефтяной Чернобыль”, “углеводородная Катрина”, топливный “геноцид”. Все это – о катастрофе в Мексиканском заливе, которую как только сейчас не называют. Пятно нефти все разрастается и вызывает все больше опасений у экологов. Если посмотреть на место аварии у берегов США из космоса, то отчетливо видно, что нефтяные “языки” уже приблизились к побережью. Ученые, проанализировав эти снимки, утверждают, что пятно растет намного быстрее, чем предполагалось ранее.

Взрыв произошел в море на глубине 1,5 тысячи метров. Это было две недели назад, и с тех пор нефтяное пятно разрослось уже до размеров экологического бедствия. Оно уже почти достигло побережья штата Луизиана, приближается к берегам других штатов США: Флориды, Алабамы и Миссисипи. Там введен режим чрезвычайного положения. Прогнозы – самые неблагоприятные: пятно будет и дальше разрастаться, чему способствует ветер. Он дует с южных направлений и продвигает черную пленку на воде все ближе к берегу.

Управляемая BP буровая платформа Deepwater Horizon, где произошел взрыв, по размерам чуть больше, чем два футбольных поля. Там работали 126 человек, из которых 11 до сих пор числятся в списках пропавших без вести.

В спасательной операции участвуют 200 судов, пять самолетов и 5 тысяч человек, а также подразделения Национальной гвардии США. По предварительным оценкам, ликвидация последствий разлива нефти может стоить британской BP более 4,5 миллиарда долларов. Компания называет пять способов борьбы с утечкой, но пока все они только разрабатываются.

Среди рассматриваемых вариантов – гигантский почти 100-тонный колокол. Если смоделировать принцип его работы, то получится примерно следующее: металлическую конструкцию опустят на дно залива и таким образом попросту закроют место утечки. На сооружение гигантской ловушки для нефти потребуется минимум неделя. Устройство не остановит утечку полностью, но, по крайней мере, облегчит сбор нефти.

Директор компании BP по связям с общественностью Джон Карри пояснил: “Это купол – плод коллективных усилий компании. Это 98-тонная конструкция, которая накроет скважину и сократит утечку нефти. Наверху установлен канал, который соединяет купол с кораблем. Через него будет происходить откачка нефти в танкер.

“Это не использовалось для таких давлений и для таких платформ, а использовалось для ремонта подводных нефтепроводов. Но, по идее, это должно помочь, хотя такой опыт и буде впервые”, – считает директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский.

Что касается объемов разлива нефти, то ранее американские власти вместе c представителями BP называли цифру в 5 тысяч баррелей в сутки, однако позже выяснилось, что труба прорвалась сразу в трех местах, и реальный объем утечки нефти может быть в 20 раз больше, то есть, 100 тысяч баррелей в сутки. Такие данные озвучил министр внутренних дел США.

До сих пор крупнейшей подобной катастрофой считалась авария танкера у побережья Аляски в 1989 году. Вспомним еще ряд случаев. За последние несколько десятилетий причиной наиболее крупных утечек нефти были, в основном, аварии на танкерах. В 1978 году у берегов Франции потерпел крушение танкер, на борту которого было 280 тысяч тонн нефти, в 1979 году экологическое бедствие было в Мексиканском заливе. Добыча и транспортировка топлива становились причиной крупных аварий в Северном море, у побережья Аляски, в Сингапурском проливе, в Тихом океане у берегов Эквадора. Последняя подобная катастрофа произошла в 2002 году: в Средиземном море затонул танкер, тогда вытекло порядка 20 тысяч тонн нефти. Операция по откачке длилась тогда два с лишним года!

О том, сколько времени потребуется, чтобы ликвидировать нынешнюю аварию в Мексиканском заливе, эксперты пока говорят весьма примерно – как минимум, несколько месяцев. А вот что пишут на этот счет американские блогеры в Интернете: “Нефтяное пятно в заливе действительно тревожит, и не только потому, что в катастрофе погибли 11 человек. Но теперь то оно угрожает огромной рыбной индустрии региона, не говоря уже о дикой природе и туристических местах, которые необычайно красиво и к тому же способствуют развитию экономики области”. “Я сейчас осознаю все больше, насколько наша зависимость от черного золота быстро нас убивает. И я представляю себе, что однажды мой сын уже не сможет есть аппетитных крабов, или налаждаться купанием в кристально чистой воде, или делать что-нибудь другое из того, что я могла в юности. Это ужасно!”

Экологическая “арифметика” сейчас такая: для нейтрализации нефти в день в море выбрасывается до 600 тонн химических веществ, а они смертельны для рыбы и морских млекопитающих. В этом районе обитают дельфины, морские птицы, множество различных рыб. Под угрозой оказались популяции морских черепах, ламантинов. Неминуемо погибнут устрицы и креветки, которых выращивают на специальных фермах у побережья.

По оценкам специалистов, разлив нефти затронет около 20 природных территорий США, пострадают до 40 видов морских млекопитающих. Первых пострадавших – птиц, покрытых толстым слоем нефти, – уже пытаются спасать экологи. Президент национального фонда дикой природы Лари Швайгер рассказал: “Нефть попадает в пищевую цепочку. Ведь птицы питаются именно в тех зонах, где есть загрязнения, а это усугубит ситуацию. И, увы, нам придется теперь наблюдать за тем, как это будет происходить. Я не могу этого предсказать, но точно известно, что большое количество птиц находится в непосредственной близости от нефтяного пятна, и это настоящая катастрофа”.

Серьезные проблемы пятно сулит и туристическому бизнесу региона. Экономика Луизианы и других южных штатов США, как говорится, “завязана” на туризм и ресторанный бизнес. Здешняя кухня преимущественно морская, а сейчас рыбная ловля в районе запрещена. Да и, наверное, мало кто отважится теперь отдыхать в этой некогда очень популярной у туристов зоне.

Между тем, рыбаки и защитники природы собирают материалы для многомиллионных исков против нефтяного гиганта BP, а мировая пресса ищет причины экологической катастрофы в Мексиканском заливе. Издание The New York Times приводит данные, полученные адвокатами у сотрудников нефтяной платформы. По их словам, компания решила из экономии не устанавливать специальный глубоководный предохранительный клапан. Так ли это? Посмотрим! Экологам же нефтяная авария у берегов США дала еще один повод буквально кричать о необходимости развития альтернативной – “зеленой” – энергетики, которая не использует нефтепродукты в качестве энергоносителей и более безопасна для всего, что нас окружает.