Гибель «Булгарии» и формальная чистота

gibel-171-bulgarii-187-i-formalnaya-chistota

Нам не нужны внешние враги, о которых так много говорят чиновники. Мы сами себя одолеем. Российская система контроля и управления в очередной раз даёт сбой, чем и доказывает свою несостоятельность. Жаль только одного, что последствия от всего этого бардака ложатся на плечи простых граждан.

10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище в Татарстане произошла катастрофа. Почти в 3-х км от береговой черты затонул теплоход «Булгария». Число жертв велико. Особо ужасает факт гибели нескольких десятков детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет.

Предварительно выдвинуто несколько причин кораблекрушения «Булгарии». Все они прорабатываются специалистами и следственными органами. Одно можно сказать с уверенностью то, что основная причина трагедии — типично российская. Прогнившая, несоответствующая стандартам дряхлая техника, оставшаяся ещё с советских времен, ужасающая масштабность коррупции и всеобщего безразличия сыграли свою недобрую шутку. Водолазы до сих пор находят и поднимают из воды тела погибших, разбросанные течением на несколько десятков километров от места катастрофы.

12 июля Дмитрий Медведев объявил общенациональный траур. Было отдано распоряжение о возбуждении уголовных дел и проверке всего речного транспорта России. На сегодня в российском речфлоте насчитывается около 1568 судов. Год их производства вызывает сонливую ностальгию по послевоенному советскому времени — некоторые из них намного старше пресловутой «Булгарии».

По некоторым данным, теплоход был безнадежно стар, не имел внутренних переборок и плюс ко всему ещё был перегружен людьми, попавшими на смертельный рейс непосредственно путём личной договорённости с капитаном, минуя общий установленный список.

Проблема и в том, что во времена Союза все сферы человеческой деятельности в стране подвергались жёсткому контролю со стороны правительства. А сегодня вырисовывается такая картина, что любой желающий и имеющий на то материальные средства может позволить себе покупку судна и также осуществлять порой незаконную перевозку людей, задумываясь лишь о прибыли в личный карман. Формальная чистота для многих горе-судо- и авиавладельцев стала превыше фактического порядка.

Ни о каких мерах безопасности речи не идёт. К великому сожалению, взятки за право сорвать куш (не более того) в наше время стали позорной обыденностью. Президент дал указание провести проверки технического и документального состояния всех самолётов, теплоходов, поездов и автобусов, – одним словом, всего транспортного парка РФ. Встаёт вопрос: каким способом проконтролировать законность и порядок указанных проверок? Где гарантии, что они будут проведены честно и в срок?

Вся российская и мировая общественность шокирована трагедией «Булгарии», в большей степени из-за должностного и субъективного безразличия чиновников. Почему-то в нашей стране (не стану говорить за весь мир) громкие заявления и широкомасштабные шашкомахания начинаются именно после, а не до какого-нибудь инцидента. Где хвалёная профилактика общественных «заболеваний»? Почему не выполняются надлежащим путём указания Верховного Главнокомандующего – Президента? Многие зарубежные обозреватели подметили одну особенность российского правления. Президент Медведев сам часто сетует на низкую исполнительность его администрации. А особенно невосприимчива к его усилиям коррупция. Как следствие, рост количества подобных несчастий.
И никакое ужесточение законодательство уже не в силах оказать достойное сопротивление коррупции, организованной преступности во власти и бизнесе.

Город Булгар невелик по своим масштабам — всего 8 тыс. жителей,- но имеет богатую историю. Потоки туристов каждое лето прибывают сюда. Расписные старинные мечети, мавзолей и скверы – неописуемой красоты места. И всё это на берегу Великой Волги. Обычно, по прибытии в Булгар, организаторы проводят пешеходные экскурсии. Далее пассажиры должны были отправиться в обратный путь, вверх по течению. Но, спустя короткое время, теплоход с более чем двумя сотнями человек перевернулся и очень быстро затонул.

Вероятно, элементарная халатность при выполнении подготовки судна к рейсу повлекла за собой национальную трагедию. Теплоход «Булгар» был построен в республике Чехословакия в косматом 1955 году, но почему-то устаревшим официально он признан только сейчас. А ведь у судна и ранее наблюдались серьёзные неполадки в двигателе. По некоторым данным, судно уже горело и даже чуть не утонуло на том же самом месте, что и сейчас. А в последний рейс теплоход принял на борт 208 человек, что существенно больше допустимых норм и стандартов. Не очень верится в заявления руководства казанской компании «Аргоречтур», чьим судном являлась «Булгария», о том, что теплоход способен выдержать до 300 пассажиров и около 25 тонн груза. Может, оно и так, но не сейчас и не при тех условиях, в которых находилось судно до того, как затонуть. И что особо настораживает во всей этой истории — это тот факт, выявленный прокуратурой, что у теплохода не было лицензии на перевозку пассажиров, а ремонт осуществлялся 30 лет назад. Вот вам и российская реальность. А ведь компания не первый год эксплуатирует «Булгарию».

И кто же всё-таки хозяин? По данным Интерфакса, собственником теплохода являлась компания «Камское речное пароходство», владельцем которой, кстати, является миллионер Михаил Антонов, по совместительству член «Единой России». Почему-то становится закономерностью быть законодателем и одновременно владеть заводами и пароходами. Но ведь владеть и быть хозяином – противоположные понятия. О какой честности в расследовании и вынесении решения со стороны прокуратуры может идти речь, если в рядах виновников катастрофы – такие люди?.. Ни для кого не секрет, что и законодательные, и исполнительные органы кормятся с одной кормушки, естественно, и крыша у них одна. Далее. Арендатором являлось ООО «Бриз», которое получило судно около года назад ещё под старым названием «Украина». Однако, в конечном итоге в роковое путешествие «Булгарию» отправила казанская компания «Аргоречтур».

Согласно некоторым данным, команда пыталась отговорить капитана от продолжения круиза, но «кто-то дал ему указание плыть дальше». Особо пугает человеческая беспечность, преступное безразличие и невмешательство отдельно взятых команд грузовых суден, что проплывая мимо терпящего бедствие теплохода, даже не попытались ему помочь спасти людей. А ведь количество погибших примерно 110 человек, где 30 из них – дети!..

Появляющаяся информация порой вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Например, та, что более чем через сутки после гибели судна водолазами, работающими на месте трагедии, из воды были извлечены 43 трупа (в том числе дети), которые, по уже опровергнутым данным, якобы находились в музыкальном салоне судна.

По сообщениям выживших пассажиров, из-за порывов ветра и под воздействием волн теплоход накренился на левый борт, а один из двигателей вышел из строя. В панике многие спешно покинули палубу. В это время из машинного отделения был подан сигнал о срочной необходимости переместить пассажиров на правый борт, однако связь отсутствовала. И, естественно, сигнал на палубе не был получен. К тому же выяснилось, что на теплоходе было всего две спасательные шлюпки, а аварийные выходы вообще были заблокированы. И так как кондиционеры были в неисправном состоянии, все имеющиеся на судне иллюминаторы были открыты. Именно это и привело к гибели судна и более чем сотни людей.

А наши властные органы, как и раньше, продолжают изображать ярую решительность и кипучую деятельность в проведении следственных мероприятий. Но по сути-то, всё останется на том же самом уровне. И будут ли найдены настоящие виновники катастрофы, от которой бросает в дрожь?