Информацию о пожаре в Балтийске пытались скрыть даже от спасателей

informaciyu-o-pozhare-v-baltijske-pytalis-skryt-dazhe-ot-spasatelej

…Громкий взрыв, который был слышен во всем Балтийске, затем многометровые столбы огня и клубы дыма — ЧП на судне-контейнеровозе «Енисей» произошло мгновенно. Все случилось очень быстро, гораздо дольше устраняли последствия инцидента.

Пожар на судне, которое ремонтировалось в доке 33-го судоремонтного завода Министерства обороны РФ, не могли потушить около шести с половиной часов, с огнем боролись более 80 человек и 15 единиц спецтехники. Противостоять столь интенсивному горению собственными силами завод оказался не готов. А позвать на помощь сразу не догадался. В результате десять человек числятся погибшими, трое получили травмы и ожоги разной степени тяжести.

Управление Следственного комитета возбудило уголовное дело по части 2 статьи 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека». Главком ВМФ России Владимир Высоцкий лично занимался выяснением обстоятельств случившегося. Губернатор Калининградской области Георгий Боос объявил в регионе 8 июня днем траура.

Сообщение о пожаре на «Енисее» на пульт «01» поступило 5 июня около 15.00 мск. Судно находилось на плановом ремонте в плавучем доке на территории 33-го судоремонтного завода. В результате взрыва произошел пожар в машинном отделении и трюмных помещениях на площади около 300 кв. м. Десять человек, находившиеся внутри судна, выбраться не успели. Еще трое смогли спастись.

Рабочий завода Александр Дмитриенко до сих пор не может поверить, что “родился в рубашке”. Перед самым взрывом он стал спускаться в шкиперскую, решив поговорить со старшим помощником. Но сделать этого не успел — внушительных габаритов (82 на 11,6 м, водоизмещением более 1,6 тыс. тонн) «Енисей» содрогнулся от мощного взрыва.

«Я сначала запаниковал, куда бежать, ведь везде огонь. За борт прыгать, думаю, опасно. А потом нашел лазейку, и вот туда вместе со старшим помощником и матросом мы нырнули, да и выбрались», — рассказывал журналистам Александр Дмитриенко о своем спасении.

Для троих спасшихся 5 июня теперь второй день рождения. Лишь Дмитриенко, правда, отделался «легким испугом» — двое других пострадали серьезно. Все они были доставлены в больницу Балтийска. Дмитриенко скоро отпустили домой, у старшего помощника капитана “Енисея” диагностировали сильные переломы, его перевезли в военный госпиталь. А у третьего пострадавшего — ожоги примерно 40% тела. Врачи обнадеживают: ожоги лишь поверхностные.

Для семей десяти остальных мужчин, находившихся 5 июня на «Енисее», этот день стал черным четвергом. Взрыв был такой силы, что некоторых рабочих просто разорвало на части. Затем останки оказались в очаге высокоинтенсивного горения. До вечера 7 июня следствие искало тела всех десяти (хотели даже попросить водолазов обследовать весьма грязное дно возле дока — вдруг взрывной волной людей выбросило туда?). Но затем решили, что, возможно, найденные фрагменты тел принадлежат нескольким жертвам огня.

Халатность и разгильдяйство — так охарактеризовали случившееся члены комиссии ВМФ. По их мнению, причиной трагедии стало грубейшее нарушение правил техники безопасности. Эпицентром взрыва, по словам главкома ВМФ Владимира Высоцкого, стала цистерна под вторым дном кормового машинного отделения, где находилось 5,5 т дизельного топлива. По предварительным данным, погибшие рабочие пытались там вырезать часть коммуникаций, используя сварку. Возможно, при этом они еще и курили. А герметичность изоляции была недостаточной. Таковы версии, озвученные адмиралом Высоцким. Всю вину за случившееся он возложил на администрации судна и завода — те и другие не соблюдали требования техники безопасности. Причем, по мнению главкома, ЧП было неизбежно. «Если не 5 июня, то 6-го или 7-го что-то точно произошло бы», — пояснил он.

“По всей вероятности, причина случившегося в том, что из цистерны перекачали топливо, потом ее решили вскрыть, чтобы зачистить. При этом болты на крышке цистерны, вероятно, “закисли”, и, чтобы их разогреть, рабочие стали использовать газовую горелку. Чем этот разогрев закончился, всем известно — топливные пары сдетонировали, случился взрыв, затем мощный пожар”, — сказал источник в администрации завода.

Он отметил, что это версия не следственных органов, а именно экспертная точка зрения. “Это предположение косвенно подтверждает и тот факт, что из машинного отделения были подняты баллоны с ацетиленом и кислородом, которые используют для сварки. Просто так эти баллоны доставить на судно нельзя — это делает крановщик дока по указанию должностного лица. Баллоны на судне были. Их никто не бросает просто так — сегодня поставили, а через месяц начали сварку. Нет, так не бывает. Значит, к сварке готовились и, по сути, провели ее”, — пояснил собеседник “Времени новостей”. По его словам, в пользу этой версии говорит и то, что среди погибших есть, по предварительным данным, газосварщик 4-го разряда.

Губернатор Георгий Боос, который первым из региональных чиновников высокого ранга побывал на пожаре еще 5 июня, рассказал о своих впечатлениях от увиденного. «Когда на место происшествия прибыли представители флота, пламя уже было высотой в 15 м над судном. А из средств тушения — только три брандспойта с водой», — сказал г-н Боос. По его мнению, завод к нештатной ситуации оказался не готов. Кроме того, вовремя включиться в борьбу с огнем не смогли и специальные службы, так как не получили своевременной информации. «Мы сами о том, что случилось, узнали спустя несколько часов. И это станет отдельной темой, мы ее будем разбирать с руководством управления МЧС и командованием Балтфлота. Администрация завода так и не удосужилась нам сообщить о случившемся. Информацию мы получили сложным путем», – сказал губернатор. По его словам, о ЧП стало известно лишь тогда, когда люди услышали прогремевший на судне взрыв — скрывать трагедию в доке было уже невозможно.

Когда стало ясно, что есть жертвы, Георгий Боос вместе с руководством Балтфлота, Балтийска и завода отправился к семьям погибших. Всем им обещана помощь: деньгами, улучшением жилищных условий, устройством детей в садик — любая, какая потребуется. «В одной семье 16 июня ждут пополнения. Так что у всех все по-разному, будем решать», — сказал губернатор.

Создана совместная с руководством флота комиссия, которой и предстоит заняться этими печальными хлопотами. Не остались в стороне и частные компании — ЗАО «ЕНЕКС» (ей принадлежит сгоревший контейнеровоз) и «Росбункер», арендующая часть территории судоремонтного завода. Обе они прислали официальные письма, что помогут деньгами. ЗАО «ЕНЕКС» пообещало, в частности, по 40 тыс. долл. каждой семье погибшего моряка. Если понадобится, компания возьмет на себя и похоронные расходы. А «Росбункер» обещал перевести на спецсчет для семей пострадавших 2,5 млн рублей.

На 8 июня в Калининградской области были запланированы увеселительные мероприятия — хотели отметить День социального работника, а в курортном Светлогорске намеревались торжественно справить День города. Все они отменены, губернатор Боос даже в Санкт-Петербург не поехал, где намеревался принять участие в международном экономическом форуме.

Окончательные выводы о виновных сделает региональное управление Следственного комитета. А флотское руководство со своей стороны намерено всерьез заняться 33-м судоремонтным заводом, на котором допустили такое ЧП. Претензии к этому предприятию, как заявил главком ВМФ Высоцкий, были и ранее. «Последние годы оно не демонстрировало блестящих показателей. Там было уволено руководство. Лишь этой весной мы блокировали рост кредиторской задолженности и сейчас выясняем, есть ли тут коммерческая составляющая», — сказал адмирал. Кроме того, в конце мая исполнительного директора «отлучили» от должности за то, что на территорию завода получили свободный доступ шесть иностранцев.

Когда жертвы пожара на «Енисее» будут похоронены, пока неизвестно — их личности еще не установлены. Сделать это поможет генетическая экспертиза.