Из-за аномальной жары в Сибири мельчают реки

iz-za-anomalnoj-zhary-v-sibiri-melchayut-reki

Растет площадь лесных пожаров в Сибири. За сутки она увеличилась на тысячу с лишним гектаров. С земли и воздуха специалистам приходится тушить свыше 100 крупных очагов. В регион стянуты дополнительные силы. Высокие температуры и отсутствие дождей усугубляют ситуацию. А кое-где причиной возгорания стали так называемые сухие грозы.

Аномальная жара добавила еще одну проблему: уровень воды в крупнейших сибирских реках – Ангаре и Енисее – упал до критического уровня, так что под угрозой оказался Северный завоз. Во многие районы уголь, бензин, и стройматериалы доставляют по реке, а навигация может прекратиться на 2 месяца раньше срока.

Ширина Ангары в этом месте 3 с лишним километра, но судоходный коридор настолько узок, что в нем не разойдутся 2 встречные баржи. Глубина воды здесь всего метр с небольшим: человеку примерно по грудь. Капитаны проходят этот участок, буквально затаив дыхание. Это навигация, скорее, не по реке, а по ручейку на месте еще недавно полноводной реки.

В июле уровень воды опустился ниже 1 метра. Суда, что побольше, несколько дней стояли на рейде, скребя килем по дну, вперед пробирались лишь самые легкие посудины.

Капитан Владимир Васильев уже и сам не вспомнит, какой по счету этот рейс: 30 лет плавает в здешних водах. Но, сложнее, чем летом 2012 года, еще не было никогда.

“Тяжелый был период – июнь месяц: воды было мало. Начало июля – тоже. Дождей было мало”, – рассказывает капитан теплохода Владимир Васильев.

Естественная причина такого обмеления реки – полное отсутствие дождей. С начала лета с неба буквально не пролилось ни капли. Синоптики не радуют: серьезных осадков, по их прогнозам, и в ближайший месяц не предвидится. Как полагает главный диспетчер “Енисейского речного пароходства” Борис Бурков, по дну “можно будет пешком ходить”, и “эта навигация закончится”, “остановится все движение”.

Сейчас, чтобы уменьшить осадку, даже небольшие баржи с топливом, углем и стройматериалами для жителей Приангарья идут полупустыми. Так называемый, северный завоз, от которого до следующего лета будет зависеть вся жизнь этой части Сибири, выполнен лишь на 30%.

“Мы не довезли 7 тысяч нефтеналива из 14 по программе северного завоза и 30 тысяч – коммунальным предприятиям тоже по программе северного завоза” – сетует генеральный директор “Енисейского речного пароходства” Александр Иванов.

По просьбам речников, власти Красноярского края ввели на самом проблемном участке Ангары режим чрезвычайной ситуации. Теперь капитаны судов могут проходить опасные участки на свой страх и риск. И, если вдруг сядут на мель, то смогут хотя бы избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Впрочем, “на мели” (уже в переносном смысле) могут оказаться и энергетики: в условиях аномальной для Сибири жары им не набрать воды для бесперебойной работы гидроэлектростанций осенью. А лесозаготовителям природа срывает все сроки поставки сырья на деревообрабатывающие комбинаты. Общие убытки тех, чья жизнь здесь буквально зависит от реки, уже исчисляются сотнями миллионов рублей.