Католики, молоток и сила искусства

katoliki-molotok-i-sila-iskusstva

Четверо христиан ворвались в галерею во французском Авиньоне и разбили представленный там богохульный экспонат, сообщает «Интерфакс».

Речь идет об изображении распятия Спасителя, погруженного в урину. Автор «художества» — фотограф из Нью-Йорка Андрес Серрано. Ущерб нанесен и другому экспонату — изображению молящейся монахини.

Как сообщили в полиции, у одного из мужчин во время нападения был молоток, которым он пригрозил охраннику, у других — отвертка или ледоруб.

Руководство галереи заявило, что выставка «Я верю в чудеса» продолжит свою работу, несмотря на случившееся. Экспозиция открылась в декабре прошлого года и продлится до мая.

Инциденту предшествовали протесты против богохульного экспоната, которые организовали во Франции католики. Одним из кульминационных моментов стал марш сотен верующих по улицам Авиньона в минувшую субботу.

Впервые экспонат выставлялся в США в 1987 году и вызвал негодование верующих. В 1997 году его попытались разбить возмущенные христиане в Австралии, пишет британская газета «Гардиан».

Андрес Серрано (род. в 1950 году в Нью-Йорке) – один из крупнейших современных художников Америки, работающих с фотографией как основным медиумом. Его можно назвать первооткрывателем многих ключевых для искусства последних двух десятилетий тем и стратегий, впоследствии детально разрабатывавшихся как в кругу Young British Artists, прежде всего Дэмианом Херстом, так и в московской художественной среде 1990-х годов. Телесность и смерть, видимое и сокровенное, сакральное и профанное, религия и секс, социальные табу и провокация – такова лишь примерная область его исследований.

Уже в первых работах середины 1980-х Андрес Серрано начал разрабатывать сюжеты традиционной религиозной иконографии, игриво балансируя на грани между католическим китчем и католической чувственностью. В провокационных перифразах канонических образов («Толпа» с куриными лапами, тянущимися к распятию, «Пьета» с Богоматерью, прижимающей к груди огромную рыбу, или «Голова коровы» с водруженной на пьедестал отрубленной коровьей головой) использовался тот же эффект почти физиологического воздействия на зрителя, на котором нередко спекулирует барочная живопись или скульптура в сценах мученичеств святых.

В 1987 году Серрано сделал фотографию «Piss Christ» (на русский язык обычно переводят как «Писающий Христос»), которая круто изменила его жизнь. На снимке изображено дешевое пластмассовое распятие, погруженное в мочу фотографа. В художественном плане снимок ничем не выделяется из прочих работ Серрано, но идея была просто гениальной. Из никому не интересного среднего фотографа он одночасье стал мировой знаменитостью. Он получает приз «Центра современного искусства», тут же разгорается жуткий скандал, дошедший даже до сената США. Фотография участвует в выставках по всему миру, несколько раз ее пытались уничтожить разгневанные посетители. В связи с этим постоянно росла страховая стоимость снимка и известность фотографа. Сначала в Америке, а затем и по всему миру «Piss Christ» стал символом свободы слова, права художника на творческую независимость.

Вот оно христианское смирение! Подобные действия недопустимы в современном мире. Подобные действия показывают, что религия — в любом ее проявлении, будь то католицизм, ислам или православие ведут нас назад — в средневековье.

Религия принесла человечеству немалый вред, затормозила научный и социальный прогресс на столетия. И сейчас, всем завоеваниям свободных людей угрожают «рабы божьи». Если перечислить все инициативы Русской православной церкви, озвученные протоиереем Чаплиным за последнее время — волосы могут встать дыбом. Куда они нас зовут? Во что они лезут? И в политику, и в искусство, и в мораль, и в нашу личную жизнь. О происходящем на Кавказе, входящем, если вы еще не забыли в состав России и говорить страшно. Де-факто там введен шариат, хотя РФ — светское государство. Там убивают женщин за то, что они ходят с непокрытой головой, и президент Кадыров заявляет что так и надо… Это, наверное и есть мечта отца Чаплина и французских католиков-вандалов.

Еще несколько лет назад мне и не приходила в голову мысль о необходимости проведения в России широкой атеистической кампании. Потому что РПЦ просто существовала, зарабатывала деньги, занималасть своими внутрикорпоративными проблемами. Но после начала их по сути «Крестового похода» на гражданское общество и основы светского государства — я уверен что атеистическая пропаганда необходима. На нас напали, пока не с молотком и ледорубом как во Франции, но защищаться уже необходимо. Пока наших женщин еще не убивают на улицах за красоту, мы должны указать фанатикам на свое место. Хотите верить, верьте. Собирайтесь на своей территории, в своих церквях, но на нашу светскую территорию не лезьте.