Людей из Ту-134 бросили умирать, снимая на мобильники

lyudej-iz-tu-134-brosili-umirat-snimaya-na-mobilniki

Межгосударственный авиационный комитет продолжает работы по анализу “черных ящиков” Ту-134, который разбился в Карелии в ночь на 21 июня. Версия о поломке на борту, которая могла бы привести к катастрофе, теперь практически исключена. Согласно предварительным данным, двигатели воздушного судна работали вплоть до столкновения самолета с землей. Кроме того, нет никаких сведений, которые указывали бы на отказ или неисправности техники Ту-134.

Сейчас идет работа со звуковой информацией с бортовых самописцев. Она значительно зашумлена и имеется большое количество мест, требующих восстановления, сообщается на официальном сайте МАК.

Между тем МЧС России решило наградить людей, помогавших спасать пассажиров разбившегося самолета. По разным данным, речь идет о восьми или девяти жителях Карелии, которые оказались на месте трагедии первыми и спасли жизни нескольких человек. Приказом главы МЧС Сергея Шойгу в четверг им вручат медали “За отвагу на пожаре”, а также подарят памятные часы и форму сотрудников МЧС, передают “Вести”.

Некоторые из спасателей-добровольцев пока не могут прийти в себя от пережитого шока. Другие отмечают, что спасенных жизней могло быть и больше, если бы собравшиеся на месте крушения зеваки помогали вытаскивать людей из-под обломков, а не снимали происходящее на камеры мобильных телефонов.

Так, бывший сотрудник ГАИ Олег Рублев, который успел помочь нескольким пострадавшим, с возмущением вспоминает: “Ко мне один мужчина подошел, спрашивает: “У тебя есть камера? Давай снимай”. А что им сказать? Ума у них нет. Лишь бы снять какое-нибудь жуткое видео, и желательно, чтобы человек при этом кричал-верещал, ноги были перебиты. И тогда в программе “Улетное видео” можно получить приз – авторучку. Вот это будет событие. А то, чтобы людям помочь – им в голову не приходит”. Его слова цитирует “Комсомольская правда”.

Подросток Толя, вместе с отцом Валерием Мининым спасавший пассажиров самолета, тоже пожаловался на зевак. “В основном, все снимали на видео, никто не помогал, потому что жарко было, боялись за свою жизнь, не пошли. В основном, вот только отцы Андрей и Григорий помогали папе”, – рассказал мальчик в интервью “КП”.

Удивило очевидцев произошедшего и то, что первыми на месте ЧП появились пожарные и медики из близлежащей деревни Чалны и только позднее в толпе заметили женщину в куртке с надписью “медслужба аэропорта”. “Первой на месте аварии появилась пожарная машина из Чалнов, а со стороны аэропорта никого не было. Странно. Ведь спасатели уже должны были сидеть в машине наготове, когда приземляется самолет. Ведь у нас всего один рейс регулярный летает! Его обзаны встречать”, – удивляется один из добровольных спасателей Олег Рублев.

Другой невольный спасатель Валерий Минин, интервью с которым на месте трагедии транслировали многие телеканалы, рассказал: “Я проснулся от хлопка. Увидел, что полыхает пожар, сел в машину и поехал. На месте аварии уже находились люди, от них я узнал, что здесь упал самолет. У меня сосед – директор аэропорта. Ему я позвонил в первую очередь, и он сразу же вызвал пожарных”.

Очевидцы вспоминают, как находили живых людей по губам

Олег Рублев рассказал также, что поначалу даже не мог разглядеть людей седи обломков самолета, груды сумок и других вещей. “Даже не сразу было понятно, что это люди. Они были черные, только губы выделялись. Видимо, оттого что облизывались или оттого что кричали и стонали. Все они были в керосине, в саже. Рядом с первым ребенком (которого увидел Рублев – Прим. ред.) лежал еще один, явно без признаков жизни, изогнутый в неестественной позе. Я нему даже не подходил. Женщина хрипела, пыталась что-то сказать. И ребенок периодически пытался кричать, губами шевелил”, – вспоминает он.

Другой свидетель трагедии Виталий Гашко, оказавшийся на месте ЧП вместе со своей девушкой, признался, что они сразу бросились на помощь пострадавшим, когда увидели, что еще можно кого-то спасти. “Инстинкт самосохранения – куда-то он пропадает мгновенно. В тот момент совершенно не задумывался: взорвется – не взорвется. Есть – надо тянуть. Могу сказать, что мы не истерили и делали, что могли”, – сказал молодой человек.

“Девушку – она, получается, по правую руку была, рядышком – мы ее подняли, вытащили. Потом я услышал шорохи в кустах, побежал туда – еще одного мужчину. То есть, кого видели, того и спасали. Таксист подъехал, потом еще мужчина подбежал, местный житель”, – рассказал Виталий Гашко.

Валерий Минин, ставший первым очевидцем, рассказавшим о трагедии, до сих пор не может отойти от пережитого шока. “Я сделал то, что на моем месте сделал бы каждый. Мне очень больно и тяжело оттого, что я не смог сделать больше”, – сетует мужчина.

Его сын Толя, который был вместе с ним, тоже дал короткое интервью “КП”: “Люди – одежда вся была сгоревшая, прилипала прямо к телу. Кричали. Мы их вот сюда клали, примерно где венки лежат, на покрывало клали тела, потом отправляли. Потом было еще два хлопка, взрыва, и на остальных людей упал кусок, часть самолета. И остальные люди погибли, уже не удалось их спасти”.

Священник рассказал о жуткой картине трагедии: месиво из тел, земли и проводов

С Миниными людей из огня выносили два священника петрозаводской церкви Святой Великомученицы Екатерины – настоятель прихода протоиерей отец Андрей Верещагин и иерей Григорий Михневич. В ту же ночь в Екатерининском храме отец Андрей провел панихиду по жертвам катастрофы. Такие службы идут сейчас в церкви каждый день.

Отец Григорий рассказал “Русской службе новостей” о том, как оказался на месте авиакатастрофы: “Я находился у себя в домике, готовился уже лечь спать, пил чай со своим папой. Вдруг погас свет, потом включился и опять погас, рёв турбин. Было слышно будто рядом. Тупой удар, хлопок, взрыв. Сразу было понятно, что упал самолет с аэродрома. Мы выскочили, кто в чем был. И отец Андрей выскочил из своего дома и я. Бросились в машину и поехали. Через 1,5-2 минуты мы были уже там”.

“На асфальте и трупы были, и фрагменты тел, месиво вместе с землей с топливом, провода еще – там ЛЭП упала. Мы побежали уже босиком. Я очнулся, понял, что босиком бегу, подумал: тут оголенные провода, ну ладно, будь, что будет”, – вспоминает священник.

На вопрос о том, много ли было очевидцев и помогали ли они, отец Григорий подтвердил слова других спасателей-добровольцев о том, что зеваки стояли в стороне и снимали на фотоаппарат и мобильный телефон.

“В этой ситуации статистику некогда вести, когда вокруг изуродованные тела, стоны. Там и освещения не было. Падали блики от горящего фюзеляжа. Только в них и можно было что-то видеть. Трасса была сразу перекрыта, движение машин остановлено. Люди стояли, близко не подходили, снимали, кто на фотоаппарат, кто на мобильный телефон. Там все было залито керосином, все в обломках было”, – пояснил он.

Диспетчер перед авиакатастрофой: “Такой туман. Даже вороне не разрешу посадку”

На данный момент следствие определило наиболее вероятные версии крушения: человеческий фактор, то есть ошибка пилота или наземных служб аэропорта; сложные метеоусловия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта, передает ИТАР-ТАСС. Однако точные причины случившегося установит комиссия Межгосударственного авиационного комитета.

Наиболее часто звучат версии об ошибке экипажа и плохих погодных условиях. В день авиакатастрофы над аэропортом был густой туман. Как пишет “КП”, отправляясь на смену, диспетчер петрозаводского аэропорта Сергей Шматков сказал родным: “Такой туман, вряд ли я посажу хоть один самолет сегодня. Даже вороне не разрешу посадку”.