Это крупнейшая железнодорожная катастрофа в России. 25 человек погибли. Когда два с половиной года назад, летом 2007 года, подорвали тот же «Невский экспресс», никто не пострадал.
Пока о том, что это – теракт говорят с сомнением. Будто это лишь одна из версий. Теракт – это, конечно, страшно. Однако, если это не теракт, становится еще страшнее.
Авария произошла на главной линии РЖД Москва – Петербург. Это та линия, где ровно через три недели после катастрофы начнет движение суперскоростной поезд «Сапсан».
«Сапсан» – очень важный проект. Не только для железной дороги, но и для петербуржцев, для которых, образно говоря, с запуском этого поезда идея ездить в Москву на работу несколько раз в неделю перестанет казаться фантастикой. 3 часа 45 минут – из центра одного города, в центр другого города.
Линию Москва – Петербург лет буквально вылизывали с технической точки зрения для этого «Сапсана». Пару месяцев назад в Бологое запустили первую в России централизованную систему управления стрелками. Для «Сапсана» модернизировали депо в Металлострое, аналогов ему нет. На протяжении последнего года то и дело закрывались различные участки дороги между Петербургом и Москвой «для подготовки скоростного движения поездов».
И теперь вот эта катастрофа. Гибнут люди. Причем гибнут именно в скоростном поезде. Самом быстром на сегодня. В том самом, который отменен с 18 декабря. И на замену которому придет еще более быстрый состав. «Сапсан» будет находиться в пути на 45 минут меньше «Невского экспресса».
Если это не теракт, а техника, то вообще никакого скоростного движения пока не может быть. Якунин должен уйти в отставку, а РЖД – это мыльный пузырь, который лопнул. До сих пор, однако, все версии о том, что это нетеракт – крайне неубедительны.
Сперва говорили, что был сбой в энергоснабжении. Но от сбоя в контактной сети задние вагоны с рельсов не сходят. От сбоя в контактной сети останавливается поезд.
Потом стали говорить, будто не сработала стрелка – то ли от того самого сбоя, то ли еще от чего-то. Мне, конечно, трудно судить, но, судя по описанию места, где случилась катастрофа, нет там никаких стрелок. В лесу стрелки не нужны. Да и «стрелочная» версия не объясняет происхождение воронки, которую там обнаружили.
Если это теракт, то кто заказчик? Версию с международным терроризмом оставим за скобками – на нее можно списать всегда и всё.
Однако, возможно, конкурентная борьба. Еще раз: через три недели должен пойти скоростной поезд, который сделает самолеты на линии Москва – Петербург вообще ненужными. То есть лететь будет дольше, чем ехать.
Есть еще одна версия – мародеры. Ее я отмел бы также, потому что все знают, чем закончилась катастрофа «Невского экспресса» в 2007-м году. Тогда никто не погиб.
В конце 90-х на этом же перегоне хотели пустить под откос скоростную «Аврору». Выпилили кусок рельса. Хулиганы не знали, что разомкнули путь, о чем получил сигнал машинист, и поезд сошел с какой-то очень медленной скоростью, пока локомотив не съехал с рельс на землю. Тогда оказалось, что катастрофу планировали мародеры. Хотели поживиться вещами пострадавших.
В 1988-м недалеко от Бологого, правда, в другую сторону, ближе к Москве была крупнейшая катастрофа поезда «Аврора». Причина была техническая. Что-то не в порядке с рельсами. Погибли 32 человека. Говорят, к месту катастрофы первыми сбежались цыгане. Сами знаете зачем.
Сейчас в том месте, где поезд сошел с рельсов в 1988-м, стоит памятник.
Видимо, теперь будет еще один монумент. 25 человек – это очень много. Очень. И, самое страшное, что если это терроризм, а пока все указывает именно на это, никто не может гарантировать, что не подорвут поезд завтра, послезавтра или во вторник.
UPD 8.40 Только что в эфире “Вестей” Шойгу докладывали о количестве погибших. Там видеомост с местом катастрофы был.
Шойгу: Сколько “двухсоток”?
С места катастрофы: 39.
Шойгу: Еще раз…
С места катастрофы: Товарищ министр, 25 было с самого начала……..
И тут канал “Вести” вырубил прямую трансляцию заседания штаба и врубил программу о страховании. Она идет уже минут 15. Видимо, согласовывают, что можно говорить, а что нет.