После катастрофы крыльями не машут

posle-katastrofy-krylyami-ne-mashut

После крушения Як-42 под Ярославлем президент Дмитрий Медведев потребовал радикально сократить количество действующих в России авиакомпаний. Кроме того, по словам главы государства, правительству РФ придется существенно облегчить российским авиаперевозчикам условия приобретения выпущенной за границей авиатехники. “Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя”, – заявил Медведев. “Конечно, нужно думать о своих, но если они не способны “раскрутиться”, нужно покупать технику за рубежом”, – отметил он.

Между тем, по оценке министра транспорта Игоря Левитина, российским авиакомпаниям для обновления авиапарка необходимо в год до 100 новых самолетов, в стране же производится лишь около 15. При этом, как уточнял министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, в 2010 году в России построено 12 магистральных самолетов. Кроме того, собственные возможности страны ограничены не только по количеству, но и по характеристикам. Отечественный авиапром в настоящее время готов производить лайнеры вместимостью от 51 до 299 пассажиров – Superjet (на 92% собирается из произведенных за рубежом деталей), Ан-148 и Ту204СМ. А машины до 50 кресел и свыше 300 российская авиационная промышленность производить не берется.

Таким образом, предложение президента о допуске на российский авиарынок иностранной техники прозвучало крайне своевременно. Тем более, что отраслевые эксперты отмечают снижение спроса (а следовательно и цен) в первичном и вторичном сегментах мирового авиарынка.

С другим же требованием президента – сократить число игроков – согласиться не просто. Даже верноподданный Минтранс – и тот растерялся. По признанию замминистра Валерия Окулова, министерство не может определиться, на каких показателях отсекать “нежелательных” участников рынка. Так, по данным Росавиации, сейчас в России работают 138 авиакомпаний, но 80% перевозок приходятся на долю 15 компаний. Ставить порог на 15 компаниях, на 50-ти, на 100?

При том, что ранее само министерство такую планку уже назвало. С 1 января 2012 года к автоперевозкам будут допускаться только компании, имеющие не менее 10 однотипных самолетов (а с 2013 года этот показатель планируется довести до 20 машин). То есть компании с парой самолетов и без президентского волеизъявления уже во всю пакуют чемоданы.

Кроме того, сокращение числа участников рынка по извечной российской традиции не заставит сохранивший рабочие места менеджмент сфокусироваться на вопросах безопасности, а подтолкнет его к попытке заработать. Ведь сокращение числа авиакомпаний приводит к снижению конкуренции. Авиакомпаний станет меньше – вырастут цены. По этому поводу уже определенную тревогу выражают, например, представители туриндустрии, специализирующиеся на въездном туризме.

В то же время сегодня в России происходит вымирание региональной авиации. За годы экономических реформ количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации сократилось в 3,9 раза (с 1302 в 1992 году до 329 в 2008 году) – преимущественно за счет объектов регионального уровня. В ряде случаев перелет из одного региона в другой возможен только через Москву, возмущается заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Гаврилов. Более 40% самолетов региональных авиаперевозок простаивает. В силу целого ряда проблем, в том числе и административных, авиакомпании этот сегмент рынка не жалуют.

Соответственно, чиновничье рвение по воплощению заветов президента в жизнь может привести к тому, что вслед за региональным значительно сузится и федеральный рынок.