Скандалы вокруг ЕГЭ

skandaly-vokrug-ege

С фальсификацией знаний в нашей стране пока никто всерьез не борется.

“Где найти ответы по ЕГЭ?” – на сегодняшний день это, пожалуй, один из самых популярных пользовательских запросов в интернете. А один из самых распространенных заголовков в СМИ звучит так: “Ответы на ЕГЭ по русскому языку (физике, химии и т.д.) появились в глобальной сети”. С 2009 года Единый государственный экзамен стал основной формой проверки знаний и выпускников средних школ, и поступающих в вузы абитуриентов. И каждый год мы наблюдаем одни и те же скандалы, связанные с проблемой “раздачи правильных ответов”, одни и те же претензии к устроителям ЕГЭ.

Казалось бы, за время тестирования (а эксперименты по проведению ЕГЭ в нашей стране идут с 2001 года) и проверки качества новой системы оценки знаний можно было научиться бороться со “сливами” в Сеть правильных ответов. Можно было бы, наверное, выявить и строго наказать всех “доброжелателей”, которые за солидное вознаграждение любыми доступными способами превращали целые регионы в зону фальсифицированных знаний. Но из года в год эта проблема никак не решается. О ней много говорят в период выпускных и вступительных экзаменов, когда наглость отдельных чиновников, учителей и преподавателей достигает своего апогея, а потом вся страна опять затихает, как будто ничего и не случилось.

Нынешний год признан рекордным по числу скандалов, связанных с ЕГЭ. Но уже никого не удивляет появление в интернете накануне экзамена по русскому языку фотографий правильно заполненных форм экзаменационных листов. Обыденными кажутся сообщения о “технически подкованных” выпускниках, получавших на свои мобильные телефоны подсказки через социальную сеть “ВКонтакте”, где можно было не только получить доступ к правильным ответам, но и воспользоваться услугами опытных преподавателей, консультирующих школьников в он-лайн режиме.

Возле одной из школ на Ставрополье во время проведения ЕГЭ по математике был припаркован автомобиль с родителями и преподавателями, оснащенный компьютерами и учебными материалами. В Кабардино-Балкарии задержали сотрудника Центра мониторинга и статистики Министерства образования и науки республики (Центр ЕГЭ), имевшего доступ к месту хранения заполненных учениками бланков ЕГЭ до их последующей обработки. Он воровал эти бланки и за 120 тысяч рублей позволял вносить в них необходимые изменения. Врачи выдавали ученикам фиктивные справки, позволяющие будущим абитуриентам досрочно сдавать Единый государственный экзамен…

Этот список поступающих на ленты информагентств скандальных сообщений, связанных с ЕГЭ, можно продолжать очень долго. Их так же много, как и обещаний чиновников приложить все усилия по искоренению подобного рода прецедентов в будущем. Но, повторим, ничего в нашей стране не меняется. В Китае, между прочим, тоже существует подобная проблема, но там нашли способ как с ней бороться. На входе в классы для сдачи

“гао-као” (аналог нашего ЕГЭ) установили металлоискатели, чтобы ученики не могли пронести в аудиторию мобильные телефоны и другие гаджеты, а в самих классах поставили камеры видеонаблюдения. Попавшихся на списывании выпускников заносят в “чёрный список” и могут пожизненно отстранить от сдачи экзамена, закрывая тем самым доступ к высшему образованию.

В России тоже вроде пытаются бороться с фальсификацией знаний, но все заканчивается пока только громкими заявлениями после громких скандалов. Ряд высокопоставленных должностных лиц сегодня выступает за введение уголовной ответственности для тех, кто занимается размещением в интернете экзаменационных ответов. “Данные преступления являются и антигосударственным актом, направленным на дискредитацию не только системы ЕГЭ, но и нашей страны. Они направлены также против конкретных молодых людей, которые хотят честно учиться, и хотят, чтобы их знания объективно оценивали”, – заявил, в частности, бывший российский министр образования, а ныне помощник президента Андрей Фурсенко. При этом Фурсенко подчеркивает, что система, конечно, имеет ряд проблем, однако “пока никто ничего лучшего не придумал”.

Оставим на совести кремлевского чиновника его личную оценку системы ЕГЭ, которая нечаянно совпала с широко известным рассуждением Черчилля о системе демократии. Однако сводить проблемы Единого госэкзамена всего лишь к усиленному контролю за появлением подсказок в интернете, это, мягко говоря, очень наивно. И бесполезно, поскольку, как показывает практика, до тех пор пока есть спрос, будет существовать и предложение. На каждый запретительный болт торговцы “образовательными услугами” обязательно найдут гайку с соответствующей резьбой.

Фурсенко ведь прекрасно знает о том, что едва ли не больше самих школьников готовность к фальсификации знаний проявляют педагоги и их начальники, вплоть до руководства региона. Потому что высокий процент максимальных баллов по ЕГЭ является на сегодняшний день едва ли не единственным показателем как деятельности учителей, так и региональных руководителей в сфере образования. То есть, можно весь год не обращать внимания на школы, а потом привести результаты ЕГЭ в качестве доказательства эффективности своей работы. Что получается в реальности, уже никого не волнует. Только преподаватели вузов возмущаются, что “стобалльники” по русскому языку пишут диктанты с огромным количеством грамматических ошибок.

Но проблема не исчерпывается только этими, скажем так, техническими вопросами. Огромные претензии возникают и к качественной составляющей тестовой системы, развивающей, по мнению многих экспертов, у детей шаблонное мышление и линейное сознание. Опять же никто не отменял вариант удачного выбора ответа методом “научного тыка”, который сторонники ЕГЭ почему-то считают оценкой логических способностей ученика. По логике данных тестов выходит, что умение пронести в класс мобильник и найти в интернете готовый ответ может свидетельствовать о технической подкованности и находчивости учащихся, способных эффективно действовать в экстремальных условиях.

На самом деле о провале тестовой системы можно говорить хотя бы потому, что она не выполнила своей основной задачи – обеспечения равенства учащихся при поступлении в высшие учебные заведения. Ведь если при введении системы ЕГЭ речь шла о том, что она уравняет возможности для поступления в престижные вузы и учеников из элитных городских, и выпускников из простых сельских школ, то теперь надо говорить о том, что получить высокие баллы по ЕГЭ может не только круглый отличник, но и не образованный, зато вовремя подсуетившийся, “технически грамотный” одноклассник. Были ли проблемы с коррупцией при поступлении в вузы раньше, при прежней системе? Да, были. Но ЕГЭ не только не устранил их, но и добавил новые поводы для незаконных схем.

Поэтому не удивительно, что первоначальный энтузиазм от внедрения инновационной системы знаний постепенно сходит на нет. Как показывают опросы “Левада-центра”, всё меньше россиян придерживаются мнения о том, что ЕГЭ оценивает знания выпускников школ лучше, чем это было во время традиционных экзаменов. Вместе с тем растёт количество тех, кто уверен, что с момента внедрения ЕГЭ количество взяток, блата и других незаконных привилегий увеличилось.

Зарубежный опыт также практически не оставляет шансов сторонникам ЕГЭ. Во-первых, подобного рода тестовая система сдачи экзаменов распространена далеко не везде в мире, как представляется многим. Во-вторых, даже в тех странах, где она действует, относительно её эффективности идут бурные дебаты, которые приводят к полному или частичному отказу от неё. Например, в Японии отказались от практики сдачи централизованного теста. По словам члена комиссии по вопросам образования при премьер-министре Японии Сигэру Кайносэ, они решили уйти от модели, когда все силы бросаются только на механическое натаскивание по сдаче теста, поскольку “зазубренные ради его сдачи знания, по сути своей, не смогут быть востребованы в вузах”. Впрочем, радикально менять сложившуюся систему японцы не стали, заменив централизованное тестирование на другой вид экзаменов, которые будут проходить два или три раза в год, и по результатам которых лучшие будут допускаться к финальному тестированию.

Определенные изменения наметились и у нас в России. Депутаты Госдумы предлагают ввести устный компонент в ЕГЭ по русскому языку и вернуть выпускной экзамен по литературе в форме сочинения. А глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заговорил о возможности внесения изменений в правила приёма в вузы, где проходной балл будет складываться из оценки по ЕГЭ, средней оценке по аттестату и так называемому портфолио – то есть, учету внеучебных достижений абитуриента. О полном отказе от ЕГЭ в принципе речь пока не идёт. Но то, действующая система оценки знаний требует серьёзного пересмотра, где тест имеет право на существование, но только в качестве вспомогательного или промежуточного звена, очевидно уже всем.