Спасение от пиратов — дело рук команды атакованного судна

spasenie-ot-piratov-8212-delo-ruk-komandy-atakovannogo-sudna

Международное право не запрещает торговому судну иметь на борту вооруженных людей или стрелковое оружие. Опыт показывает, что помощь от военных может не подоспеть вовремя. А Манильские поправки в текст Конвенции и Кодекса ПДНВ переводят вопрос самообороны в практическую плоскость. Морской учебно-тренажерный центр ГМА им. адм. С.О Макарова приступил к подготовке членов экипажей судов.

С 21 по 25 июня 2010 года в Маниле по просьбе Президента Филиппин и приглашению Правительства Филиппин под эгидой Международной морской организации (ИМО) прошла Дипломатическая конференция Сторон Международной конвенции 2010 года о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78). Задачей конференции явилось принятие поправок к ПДНВ-78 и Кодексу по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты. Мероприятие проходила под руководством Президента Конференции Нила Феррера.

В работе Конференции приняли участие представители 85 государств, являющихся Сторонами Конвенции, одного государства, не являющегося ее Стороной, трех ассоциированных членов ИМО, Международной организации труда (МОТ), двух межправительственных и 18 неправительственных организаций.

Фактически, конференция, пересмотрела и приняла текст Конвенции ПДНВ и Кодекса ПДНВ в новой редакции. Финальный акт подписали представители 82 государств, являющихся Сторонами Конвенции, включая представителей Российской Федерации.

Конференция использовала проект текста поправок к Конвенции и Кодексу ПДНВ, подготовленный Подкомитетом по подготовке, дипломированию и несению вахты на его 41-й сессии в январе 2010 года и утвержденных Комитетом по безопасности на море на его 87-й сессии в мае 2010 года. По решению Конференции, согласованные ею поправки к Конвенции и Кодексу ПДНВ получили название Манильские.

В частности, Манильскими поправками введены новые требования в отношении подготовки всех членов экипажа к действиям по обеспечению охраны судов и экипажей при плавании в районах действия пиратов. Предусмотрено, что все члены экипажа судна, на которое распространяются действия Кодекса ОСПС, должны пройти подготовку по охране судна и отвечать требованиям к компетентности, предусмотренным новым Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ.

При этом члены экипажа, которым не предполагается поручение каких-либо обязанностей по охране судна, должны быть ознакомлены с мерами по охране судна (security awareness training) и подтвердить компетентность, требуемую Разделом А-VI/6-1 Кодекса.

Члены экипажа судна, которым предполагается поручение специальных обязанностей по охране судна в районе действия пиратов или вооружённых грабителей, должны иметь соответствующую для таких лиц подготовку (training for designated security duties) и подтвердить компетентность, требуемую Разделом А-VI/6-2 Кодекса.

С 1 января 2012 года Манильские поправки вступили в силу с пятилетним переходным периодом.

Вдогонку 15 марта 2012 года был подписан и 10 июля 2012 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» (об этом Положении см. у нас новость «Виталий Клюев размечтался одарить нас всех очередным бездарным документом» от 07.05.2012).

Утверждённое Минтрансом Положение устанавливает порядок прохождения подготовки, учета стажа плавания, проведения квалификационных испытаний кандидатов на получение дипломов, порядок выдачи дипломов, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, квалификационных свидетельств, подтверждений к дипломам для работы на танкерах (нефтяных, газовозах, химовозах), свидетельств о квалификации судовых поваров (далее — квалификационные документы). Согласно Конвенции ПДНВ-78, такая подготовка введена в качестве обязательной для всех членов экипажей морских судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и спортивных парусных судов.

Другими словами, вопрос вешать пиратов на реях или не вешать, сегодня не обсуждается. Хотя, формального запрещения стрелять в них на поражение тоже нет. Однако это дело тонкое.

Морской учебно-тренажерный центр ГМА им. адм. С.О.Макарова, буквально, на днях ввёл новые курсы подготовки моряков, имеющих вменённые обязанности по охране судна и не имеющих таких обязанностей.

УТЦ уже приступил к подготовке членов экипажей морских судов по охране в соответствии с требованиями Разделов А-VI/6-1 и А-VI/6-2 Кодекса ПДНВ (как имеющих вменённые обязанности по охране судна, так и не имеющих таких обязанностей) по новым авторским программам подготовки. Продолжительность этих курсов — 2 и 1 день, соответственно. Естественно, что к преподаванию академия привлекает наиболее опытных и компетентных инструкторов, которые участвовали в обучении нескольких тысяч офицеров по охране судна, назначенных лиц судоходных компаний и портовых средств, а также инспекторов портового контроля по ОСПС. Полученные в ходе переподготовки знания и навыки проверяются в рамках итоговой аттестации и подтверждаются выдачей соответствующего свидетельства.