ВВС России в один день потеряли 10% парка своих Як-130

vvs-rossii-v-odin-den-poteryali-10-parka-svoix-yak-130

Самолет ВВС РФ ЯК-130 упал в субботу в Липецком центре боевой подготовки и переучивания личного состава, экипаж успел катапультироваться.

Учебно-боевой самолет ЯК-130 предназначен для обучения курсантов летных училищ навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5 поколений.Первый полет самолет совершил 26 апреля 1996 года под управлением Андрея Синицына со взлетной полосы Летно-исследовательского института. Всего было произведено 300 испытательных полетов, в том числе выполнена программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ.

В 1997 году началась опытная эксплуатация 10 самолетов ЯК-130 в ВВС России. Серийное производство Як-130 в России осуществляет ОАО “НАЗ “Сокол” (г. Нижний Новгород).

– На самом деле не произошло ровным счетном ничего экстраординарного, – считает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. – Строго говоря, учебно-тренировочные самолеты для того и существуют, чтобы время от времени курсанты разбивали именно их, а не более дорогостоящие машины. Пилоты успешно катапультировались, что самое главное. Вопрос в другом – почему через 13 лет после приема на вооружение парк этих машин всего 10 штук? У нас “выгодней” разбивать вдесятеро более дорогие машины советского производства? А ведь именно из целей экономии Як-130, как и его “собрат по цеху” МиГ-АТ может использоваться как полноценный дозвуковой штурмовик, и его боевое применение обсуждалось еще когда в горячей фазе находились конфликты в Таджикистане и Чечне, но на финал там применялись гораздо более дорогие Су и МиГ, чтобы бомбить горные массивы, и где дороговизна, скоростные и прочие характеристики этих машин бесполезны, а уязвимость повышена. Более того, функции штурмовиков во время конфликта в Южной Осетии выполняли даже стратегические бомбардировщики Ту-22М, которым вообще не положено заходить в зону действия ПВО противника. Это не говоря о том, что огромный нижегородский “Сокол” сегодня почти ничего не производит, и полноценный заказ на Як-130 мог бы оживить производство – но что такое для завода 10 машин в десятилетие? И что такое 10 учебно-тренировочных машин для такой страны как РФ?

Тем временем китайская авиапромышленность в лице Hongdu Aviation Industry Group выдала прототип сверхзвукового учебно-боевого самолета L-15, наступая на пятки российскому самолету Як-130. Китайский «клон», рожденный не без помощи самих же разработчиков Як-130, вот-вот опередит своего «старшего брата». Китайский L-15, совершивший первый полет 13 марта 2006 года, в отличие от Як-130 имеет сверхзвуковую скорость полета, благодаря двигателям с форсажной камерой.

В 2002-04 гг., по словам гендиректора ОКБ им. А.С. Яковлева Олега Демченко, «российская фирма по заказу китайской корпорации AVIC-2 (Aviation Industry of China/Second Group) оказывала консультации и готовила инженерную записку по концепции сверхзвукового УТС L-15». Первые прототипы, как и первый Як-130, оснащались двигателями DV-2S тягой по 2200/4200 кгс (лицензионный словацкий двигатель «Поважске Строярне», выпускаемый на Украине). Третий прототип L-15-03 впервые облетан 10 мая 2008 года и, также повторяя серийный вариант Як-130, оснащен форсированными двигателями АИ-222К-25Ф тягой по 2500/4200 кгс разработки Запорожского МКБ «Прогресс». Серийное производство китайских L-15 должно начаться в ближайшие 2-3 года.

– По Як-130 госпрограммой вооружений до 2015 г. для ВВС РФ заказаны 62 машины, – напомнил Анатолий Баранов, – но есть сомнения в том, что программа будет выполнена, по крайней мере к началу нынешнего года у ВВС должно было быть 16 Як-130. В отличие от китайской программы – КНР не срывает военных заказов. У Китая нет советского парка современных машин, и он вполне рационально наверстывает, создает свой современный УТС, который можно использовать и как легкий штурмовик – это коррелирует с задачами НОАК в Сицзяне, Тибете и возможно в ряде регионов вне территории КНР. Имея собственное производство сверхзвукового УТС L-15, Китай решает вполне понятную задачу производства любого необходимого количества легких и дешевых штурмовиков для НОАК. А Россия такой задачи перед собой просто не видит.