“Защититься от атак из космоса вполне возможно”

171-zashhititsya-ot-atak-iz-kosmosa-vpolne-vozmozhno-187

В минувшие выходные очередной метеорит напугал землян – уже в США. Яркий болид прошел над западной частью Северной Америки, но обошлось без разрушений. При этом в США существует гражданская система наблюдений за космическими объектами, а в России ее нет даже в зачатке.

На круглом столе, посвященном защите России от угроз из космоса, прошедшем в Петербурге, российские астрономы назвали стоимость системы защиты страны от метеоритной опасности – 50-60 млрд рублей единовременно и плюс ежегодные расходы по 5-6 млрд.

“Защититься от атак из космоса вполне возможно. Для этого понадобится от пяти до восьми двухметровых телескопов, координационный и аналитический центр, обученный персонал”, – оценил расходы в беседе с репортером “Росбалта” заместитель директора Пулковской обсерватории РАН Александр Девяткин.

По мнению собравшихся специалистов, даже те структуры, что уже созданы, работают неэффективно. Например, МЧС так и не научилось предупреждать граждан об опасных событиях.

“В Челябинске полторы тысячи человек пострадали от осколков оконных стекол! Люди видели вспышку, подходили к окнам и смотрели, а тем временем приходила взрывная волна и выбивала стекла прямо на людей. Почему МЧС по своим каналам срочно не распространило информацию о том, что надо держаться подальше от окон?!” – возмутился заместитель директора Центра координации научных исследований СПбГУ Сергей Фалеев.

“Военные следят за космосом, но никому не говорят о результатах наблюдений. Когда на Африку падал большой метеорит, специалисты НАТО рассчитали его траекторию и указали точное место падения. Военные СССР приняли эту информацию к сведению и рассчитали возможности ПВО вероятного противника, а политики затем использовали эти данные для торга на переговорах. После такого фиаско ни американские, ни советские, ни российские военные никогда не сообщают о результатах своих наблюдений даже за гражданскими объектами”, – рассказал директор Института прикладной астрономии РАН Александр Ипатов.

“Должно быть постоянное внимание к науке, а не какие-то эпизодические всплески интереса после чрезвычайных происшествий. Культура государства с древнейших времен определялась количеством обсерваторий и интересом к науке. Вот американцы еще 30 лет назад спокойно приняли решение – раз существует такая угроза, нужно наблюдать за космосом. Конгресс выделил деньги – небольшие, кстати, около $100 млн. Была организована программа “Спейс гард”, целью которой было наблюдение всех потенциально опасных астероидов размерами до 1 км в поперечнике. И американцы эту программу реализовали существующими на тот момент телескопами”, – сообщил заведующий лабораторией малых тел Солнечной системы Юрий Медведев.

“Меня очень огорчает тот факт, что в России перестали преподавать астрономию. Результат очевиден – очень скоро подавляющее число наших граждан будет думать, что наша Земля плоская и стоит на трех китах”, – заявил Александр Ипатов.

“Долгие годы объем занятий по астрономии в советской и российской школе был 34 часа – один урок в неделю. В 1996 году, когда в России готовились к принятию первых образовательных стандартов, обратили внимание на тот факт, что эффективность предметов, которыми школьники занимаются один час в неделю, практически равна нулю. И астрономия попала под раздачу – от нее отказались как от неэффективного курса”, – рассказала профессор Петербургской академии постдипломного образования Галина Степанова.

Самая популярная на совещании специалистов шутка звучала так: чтобы астрономия вернулась в российские школы, челябинский метеорит должен был упасть на Москву. В этом случае не пришлось бы выпрашивать деньги на строительство новых обсерваторий, а главное – не пришлось бы убеждать Кремль в необходимости возвращения астрономии в школы. Впрочем, сейчас астрономия не может преподаваться в школах по идеологическим причинам, убеждены ученые.
“Астрономия вступила в противоречие с той идеологией, что существует сейчас. В самый ответственный для детей период, когда они готовы воспринимать новые знания, в 4-5 классах, им предлагают в качестве нового курса религиозные дисциплины – православие, мусульманство, иудаизм и т.п. Но никто не говорит: давайте будем преподавать детям природоведение или астрономию. Надо понимать, что религия и астрономия – это совершенно разные системы восприятия мира, они все равно столкнутся в школьном образовании. И что мы будем делать в 2036 году, когда к нам прилетит астероид Апофиз? Мы будем молиться и просить неведомых существ, чтобы они отодвинули астероид подальше от Земли, или мы будем действовать, исходя из наших технических возможностей, но в рамках реальности, а не суеверий и фантазий? Я не знаю, что сегодня ответить на этот вопрос”, – подытожил беседу заслуженный учитель России Сергей Данилов