Московское метро: откуда здесь песок?

moskovskoe-metro-otkuda-zdes-pesok

Пыль и песок, застилавшие последние два дня десятки станций и тоннелей московского метро, высыпались из вентиляционной системы, а потревожить многолетние залежи могли проводившиеся работы по виброзащите на участке Замоскворецкой линии, считают независимые эксперты. По информации Московского метрополитена, причина произошедшего пока не установлена, но ситуация в подземке нормализовалась. В срочном переоборудовании вентиляции нуждается практически все столичное метро, утверждают экологи.

Последние два дня пассажиры десятков станций столичного метро замечали, что на станциях, в переходах и на перронах лежали кучи песка, а при приближении поездов из-под колес поднимались тучи пыли, из-за которых было трудно дышать. В частности, жалобы поступали со станций: «Белорусская», «Киевская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Трубная», «Римская», «Площадь Ильича». Больше всего мусора оказалось в самом центре. Усиленные бригады клининговых компаний работали непрерывно, но еще поздно вечером в среду станцию «Театральная» застилала пылевая дымка, и в воздухе чувствовался запах гари.

На утро четверга санитарное состояние станций находится на должном уровне, сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь Московского метрополитена Павел Сухарников. По его словам, новых сообщений о загрязнениях в метро не поступало. Что же касается вопроса о причинах происхождения странных куч песка и пыли, пока ответа на него нет.

«Мы пытаемся разобраться с причинами, вызвавшими эту ситуацию. Но пока специалисты не могут четко сказать, что же произошло», – рассказал представитель метрополитена.

Предварительно появление грязи в метро пытались объяснить тем, что песок был занесен с улицы через вентиляционные шахты. Но никаких пыльных бурь в последние дни в Москве не наблюдалось. Вторая версия касалась нарушения вентиляции при производстве в минувшие выходные работ по вибро- и шумозащите на путях под Большим театром. Однако, замусоренными оказались станции не только на перегоне между «Театральной» и «Тверской», но и на окраинах.

Впрочем, независимые эксперты все-таки связывают причины произошедшего с работами по виброзащите, обострившими проблемы в вентиляционных шахтах.

По мнению главы «Диггерспаса» Вадима Михайлова, проблему могли спровоцировать как сами работы, так и перегруженность центра, в связи с прекращением движения на части Замоскворецкой линии. По словам Михайлова, в сложной многоуровневой кабельно-вентиляционной системе метро за многие годы усадки и высыхания скопились горы песка и цементной пыли. Плюс к этому на многих станциях вентиляция является приточной и не работает на отток.

Поэтому, считает он, «нельзя исключить версию о выбросе пыли в общий вентиляционный поток при нарушении сухих крышевых надтунельных пород». «Подобные вещи случаются регулярно, – рассказал он. – И связаны они либо с обрушением кровли старых горных выработок, либо с неафишируемыми работами (не столь масштабными, как сейчас). Это неизбежно, и можно говорить о глинисто-песчаном компоненте, который трудно оперативно удалить из воздуха метро в полном объеме. Наши исследования показали, что сейчас пыль шла со стороны Большого театра: в результате активных работ в тоннеле произошло истечение затюбингового пылевого мелкодисперстного субстрата, который состоит из перетертого песка, старого пылевого цемента и естественной пыли».

По мнению члена президиума экспертно-консультационного совета при главном архитекторе Москвы Алексея Клименко, увеличить количество песка и цементной пыли в вентиляционных шахтах метро могли и проводившиеся нынешним летом в центре Москвы широкомасштабные работы по укладке тротуарной плитки.

«В центр было завезено много песка, и он легко мог попасть в вентиляционные шахты метро, – предполагает эксперт. – В норме решетки вентиляционных киосков должны находиться на высоте двух метров над землей, но на практике, многие шахты сами не превышают в высоту полуметра. В самом метро не очень благоприятная обстановка с вентиляцией, и любого толчка достаточно, чтобы сдвинуть находящиеся в ней залежи».

Проблемы с вентиляцией в метро обсуждаются уже не первый год. Весной Сергей Собянин пообещал, что замена вентиляционных систем на станциях должна быть проведена в ближайшие три года. По его оценке, для того чтобы решить проблему вентиляции в метро, потребуется заменить устаревшее оборудование на 103 вентиляционных шахтах.