На американских АЭС дефектные элементы?

na-amerikanskix-aes-defektnye-elementy

Значительная часть операторов на государственных атомных электростанциях – 28% – не сообщают федеральным регулятивным органам о поломках, сбоях и о дефектных деталях, что может привести к значительным проблемам с безопасностью на других реакторах в стране, говорится в вышедшем в пятницу новом докладе генерального инспектора Комиссии по ядерному регулированию США (NRC)).

В результате, заявляют контролирующие отрасль эксперты, операторы на некоторых атомных электростанциях могут, не зная об этом, работать с дефектными элементами.

По федеральным нормам, операторы на электростанциях должны сообщать о некоторых типах неисправностей элементов, сопряженных с риском безопасности атомной электростанции – несмотря на то, что дублирующие резервные системы предупреждают создание на АЭС опасных условий любого рода.

Подобные требования отчасти были задуманы для того, чтобы помочь операторам ядерных реакторов типа «104 US» сигнализировать об опасности и указывать на подозрительные элементы, способные привести к опасным неисправностям. Исследования Управления по подотчетности правительства (GAO) в 1990 году выявило, что поддельные и не соответствующие стандартам детали – рядовое явление в атомной энергетике, на военных и иных правительственных объектах и системах.

По данным этого старого исследования GAO, ядерные энергетические компании непреднамеренно «устанавливали или собирались установить изделия, не соответствующие техническим условиям, на 64% из 113 атомных электростанций на территории страны».

Спустя двадцать лет принято было считать, что эта проблема каким-то образом решена – до последнего отчета генерального инспектора, вышедшего в эту пятницу. По данным интервью, проведенного в 2009 и 2010 годах, управление генерального инспектора (OIG) обнаружило, что операторы на атомных электростанциях, не подававшие отчеты, которые они должны были бы подавать, не могли этого делать, видимо, из-за «путаницы», возникающей в результате существования двух параллельных пакетов требований к отчетности.

«На основании опросов и анализа их данных, управление генерального инспектора установило, что как минимум 28% лицензированных операторовсотрудников, обслуживающих реакторы, не извещают в обязательном порядке Комиссию по ядерному регулированию о дефектах», если только этого не требуется в соответствии с обоими пакетами требований к отчетности. В результате, по данным управления генерального инспектора, множество инцидентов в отчетности не фиксируется.

Однако, по мнению многих давнишних критиков и наблюдателей, отсутствие сообщений в отрасли о дефектных элементах является лишь частью более обширной практики слабого соблюдения жестких правил, что делает запас безопасности в атомной энергетике менее прочным, чем он должен быть.

«Отчеты OIG показывают, что владельцы и Комиссия по ядерному регулированию не соблюдают этот регламент», заявил Дэвид Лохбаум (David Lochbaum), инженер-атомщик, «Союзу Обеспокоенных ученых» (Union of Concerned Scientists), – группе ядерных наблюдателей из Кембриджа, штат Массачусетс. «Таким образом, реакторы сегодня могут работать с деталями, о которых кому то – но не всем – известно, что они дефектны».

Он также отметил, что, при том, что проблема с отчетностью серьезна, она «не обязательно однозначно представляет опасность». Это, объяснил он, связано с тем, что все владельцы атомных электростанций имеют другие программы наблюдения для выявления дефектных элементов или просто износившихся элементов. Поэтому процесс уведомления является лишь дополнением к этим программам, призванным усилить надежность в отношении дефектных элементов, которые могут снижать безопасность функционирования, заявил он.

Пол Гюнтер (Paul Gunter) из анти-ядерной группы Beyond Nuclear, в Такома Парк, Мэриленд, не убежден, что неправильная ситуация, о которой говорится в докладе, обусловлена просто путаницей.

«Они заявляют, что это путаница, – говорит он. – Но мы уже видели, как этот довод используют в качестве прикрытия невыполнения режимных требований и осуществления маневров, позволяющих обходить регулятивное правоприменение».

NRC не перезванивает и не отвечает на запросы журналистов по электронной почте с просьбой прокомментировать эти данные. Но представитель атомной энергетики заявил, что он рад этому докладу как возможности исправить ситуацию, о которой в нем говорится, и двигаться вперед.

«Доклад только вышел, так что мы можем с ним ознакомиться», – заявил Брайан Кинни (Bryant Kinney), представитель Института атомной энергетики, (Nuclear Energy Institute), вашингтонской отраслевой группы атомной промышленности. «Более широкий взгляд говорит о том, что реакторостроение в США по-прежнему работает с высокой степенью надежности. Однако, если данные доклада помогут внести прозрачность в отношения между нами и NRC, мы можем это только поприветствовать».

Впрочем, некоторые конгрессмены выражают обеспокоенность в связи с тем, что управление генерального инспектора не приводит никаких конкретных примеров – и пообещали провести дополнительное расследование.

«Это неприятное исследование, проведенное генеральным инспектором Управления государственной подотчетности, поднимает серьезные вопросы о саморегулировании, допускаемом на ядерных объектах в отношении информирования по вопросам, связанным с безопасностью», – заявил республиканец Эдвард Марки (Edward Markey ) из Массачусетса. «Хотя в отчете не приводится никаких конкретных примеров, очевидно, что путаница и пропуски в сообщении о неисправностях на ядерных объектах являются рядовым явлением».