Долю в крупнейшем лесопромышленном холдинге Дальнего Востока RFP Group может купить японская Iida, заявил совладелец российской компании Александр Абрамов. Он попросил президента поддержать эту сделку
Компания Iida, лидер деревянного домостроения в Японии (занимает до 50% рынка), ведет переговоры о покупке доли в крупнейшем лесопромышленном холдинге Дальнего Востока RFG Group, заявил один из его совладельцев Александр Абрамов, выступая 3 сентября на совещании президента Владимира Путина с модераторами сессий на Восточном экономическом форуме.
RFP Group — один из лидеров по экспорту леса из России в страны Азии. Компания ежегодно заготавливает 1,7 млн куб. м древесины, из которых 1 млн отправляет за границу, а еще 700 тыс. перерабатывает, сообщил РБК ее гендиректор Константин Лашкевич. Помимо Invest AG Абрамова (владеет 27%) крупнейшими акционерами RFP Group являются его партнер по Evraz Роман Абрамович (31%) и Российско-китайский инвестфонд (совместное предприятие РФПИ и China Investment Corporation, 42%). По итогам 2020 года долг компании составил около $300 млн, или примерно 10 показателей EBITDA ($30 млн).
«На наш взгляд, мы нашли один из возможных способов решения [проблемы доступа российских лесопереработчиков на иностранные рынки]: привлечение в капитал российских компаний крупных игроков с тех рынков, которые для нас являются целевыми. В данном случае речь идет о вхождении в капитал компании японского концерна Iida», — заявил Абрамов. По его словам, в этой сделке самое главное не деньги, а доступ к японскому рынку. «Сейчас, по существу, доступ на этот высокомаржинальный рынок закрыт из-за его специфической картельной структуры», — отметил он.
Бизнесмен попросил Путина поддержать эту сделку, поскольку она требует регуляторных разрешений. Тот перенаправил эту просьбу профильному вице-премьеру Виктории Абрамченко (курирует лесную промышленность), которая также принимала участие в совещании. Абрамченко напомнила, что подобные сделки должна рассматривать правительственная комиссия по иностранным инвестициям, но японская компания пока туда не обращалась.
«Мы, безусловно, в приоритетном порядке такие документы рассмотрим, когда она поступят в правительство», — пообещала вице-премьер. А Путин сказал, что российские власти должны поддержать предлагаемый проект RFP с японскими партнерами, чтобы в России сдвинулась ситуация с созданием мощностей по глубокой переработке древесины. РБК направил запрос в Iida.
Глава RFP Group рассказал в интервью РБК в июле, что компания работает с инвестором из Японии (его название он тогда не раскрыл), который проявляет интерес к созданию новых продуктов для японского рынка. «Ему интересно участвовать в создании продуктов инженерной древесины — клееных балок из пиломатериалов, CLT-панелей (перекрестно-склеенных панелей), балок [из шпона] LVL, генбана (доска) и таруки (брусок). Для этого мы очень подходим, потому что у нас есть сырьевая база, пиломатериалы и шпон, из которых можно это делать, а также базовые компетенции», — перечислил Лашкевич.
По его словам, текущие акционеры RFP — финансовые фонды, в том числе РФПИ с «огромным административным ресурсом», но у них не хватает рыночных компетенций. «А у японцев колоссальная компетенция в инженерной древесине, они понимают этот бизнес на уровне молекул, — указал он. — Рынок Японии очень закрытый <…>. Попасть туда можно через торговые дома или через японского инвестора, который вкладывает деньги и должен их отбивать. <…> По всем этим параметрам такой японский акционер — это суперинвестор».
Но камнем преткновения для привлечения инвестиций из Японии может стать то, что при запрете экспорта круглого леса, который вступает в силу в России с 1 января 2022 года, RFP Group вынуждена будет строить не новые проекты по производству инженерной древесины, а вкладываться в первичную переработку.
Автор
Тимофей Дзядко