К прокладке труб газопровода «Северный поток-2» впервые присоединилось судно «Академик Черский». В феврале 2020 года оно вышло из Находки, к маю того же года прибыло на Балтику, однако до сих пор не участвовало в строительстве
Трубоукладчик «Академик Черский», который в мае 2020 года прибыл в Балтийское море из порта Находки, впервые приступил к прокладке газопровода «Северный поток-2».
«После успешного прохождения морских испытаний судно «Академик Черский» приступило сегодня к трубоукладочным работам в исключительной экономической зоне Дании. Баржа «Фортуна» продолжает трубоукладку. Все работы проводятся в соответствии с полученными разрешениями», — сообщили РБК в пресс-службе Nord Stream 2 AG.
По информации на сайте компании, уже закончено строительство 94% газопровода, «осталось уложить около 120 км в водах Дании и чуть более 30 км в водах Германии».
В декабре 2019 года из-за санкций США против газопровода швейцарская компания Allseas увела свои трубоукладочные суда с проекта. Единственный в стране обладающий современной системой динамического (безъякорного) позиционирования трубоукладчик «Академик Черский» находился тогда в порту Находки. В феврале 2020 года он вышел в плавание и к началу мая добрался до немецкого порта Мукран, где находится логистический терминал проекта строительства «Северного потока-2» и хранятся трубы, необходимые для завершения строительства.
Безопасный переход «Академика Черского» и судов снабжения «Остап Шеремета» и «Иван Осипенко» обеспечивали боевые корабли Военно-морского флота России, сообщил в августе 2020 года заместитель секретаря Совета безопасности России Михаил Попов.
После прибытия в Балтийское море «Академик Черский» несколько раз выдвигался в район строительства газопровода, однако к работам не приступал.
Судно «Академик Черский» с января 2021 года находится в управлении калининградского ООО «Мортранссервис», учрежденного тремя физлицами. Собственником судна с апреля 2020 года является АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (СТИФ), во втором квартале 2020 года выведенный за пределы группы «Газпрома». Действующие акционеры СТИФ неизвестны. До начала 2020 года «Академик Черский» принадлежал «Газпрому» и находился в эксплуатационном управлении его «дочки» «Газпром флот».
В 2020 году у СТИФ в бухгалтерском балансе появились основные средства стоимостью 26,4 млрд руб. (в 2019 году их не было). Кроме того, в 2020 году СТИФ заплатил контрагентам за сырье, материалы, работы или услуги 15,1 млрд руб., свидетельствует его отчетность. Таможенная база ImportGenius показывает, что в 2020 году СТИФ закупал для «Академика Черского» оборудование, включая контроллер управления для сварочного оборудования, сварочный аппарат, силовой блок и т.д.
После более чем годичного перерыва строительство в январе 2021 года возобновила трубоукладочная баржа «Фортуна».
За последнее время «Фортуна» уже дважды меняла собственника. Как следует из записи в Российском международном реестре судов (РМРС), владельцем судна теперь является ООО «КВТ-Рус». Ранее собственником баржи значилось ООО «Универсальная транспортная группа», которое приобрело судно у гонконгской Strategic Mileage в начале октября 2020 года.
Против газопровода США вводили уже несколько раундов санкций. Несмотря на это вице-премьер Александр Новак, 23 апреля заявил, что «Северный поток-2» должны достроить в 2021 году. «По той информации, которой мы от оператора владеем, в этом году это будет», — сказал Новак. За более точной информацией он предложил обратиться к оператору компании Nord Stream 2 AG.
Проект «Северного потока-2» предусматривает строительство двух веток газопровода по дну Балтийского моря. Длина каждой ветки — 1,2 тыс. км. Общая мощность — 55 млрд куб. м в год. Газопровод будет проходить через акватории России, ФРГ, Финляндии, Дании и Швеции.
Авторы
Владислав Гордеев,
Тимофей Дзядко,
Иван Ткачёв