Отрасль пассажирских авиаперевозок компенсирует убытки, полученные из-за коронавируса, не ранее 2024 года, прогнозируют аналитики НКР. Восстановлению препятствует медленное возобновление международных полетов
Российские пассажирские авиакомпании компенсируют убытки, полученные из-за пандемии коронавируса, не ранее 2024 года. Об этом говорится в комментарии рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), поступившем в РБК.
«Для компенсации убытков авиакомпаниям необходимо восстановить пассажиропоток от международных авиаперевозок, поскольку по соотношению затрат и выручки они являются наиболее маржинальными, по сравнению с внутренними перевозками», — указывает аналитик группы корпоративных рейтингов НКР Лия Баймухаметова. В частности, билеты бизнес-класса на трансатлантических перелетах одни из самых дорогих.
В допандемийном 2019 года пассажирооборот российских авиакомпаний составил 323 млрд пассажиро-километров, 57% из них пришлось на международные перевозки, следует из данных Росавиации. В 2020 году на фоне ограничений на передвижение людей этот показатель упал на 52,5%, до 153 млрд п-км, на международные линии пришлось только 31%.
По итогам 2019 года доналоговая прибыль пассажирских авиакомпаний составила 25 млрд руб., а в 2020 году перевозчики получили убыток почти на 147 млрд руб., отмечает Баймухаметова, ссылаясь на данные Минтранса. «Достаточными для компенсации убытков мы считаем уровни [пассажирооборота] 2019 года», — объясняет она.
В январе-августе 2021 года пассажирооборот российских авиакомпаний составил 151 млрд пассажиро-километров, что на 30% меньше к аналогичному периоду 2019 года. При этом на международных авиалиниях этот показатель составил 39 млрд пассажиро-километров, что на 69% меньше уровня аналогичного периода 2019 года. Восстановление на высокомаржинальных международных направлениях к 2022 году маловероятно из-за сохраняющихся карантинных мер, сокращения числа бизнес-поездок, снижения доходов населения, роста цен на авиабилеты, указано в исследовании НКР. По мнению Баймухаметовой, российская гражданская авиация достигнет пассажироборота 2019 года не ранее 2024 года. «Сейчас внутренние перевозки помогают, наряду с грузовыми авиаперевозками снизить уровень убытка, но реабилитировать ситуацию помогут именно международные [перевозки пассажиров]», — говорит она.
Но крупные авиакомпании уже в 2021 году говорят об улучшении финансовых результатов. Так, крупнейшая российская авиационная группа «Аэрофлот», в которую помимо одноименной авиакомпании входят лоукостер «Победа» и перевозчик «Россия», сократила чистый убыток во втором квартале 2021 года почти в 14 раз, до 2,6 млрд руб., а за первое полугодие — более чем вдвое, до 27,7 млрд руб. «Группе «Аэрофлот» удалось в полной мере использовать возможности сегмента внутренних перевозок, а также постепенное возобновление международных полетов для улучшения финансовых результатов», — отмечал заместитель гендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин.
Чистая прибыль группы Utair по итогам первого полугодия 2021 года по МСФО составила 626 млн руб. против 5,8 млрд руб. убытка в 2020 году. Чистая прибыль «Уральских авиалиний» по РСБУ превысила 2 млрд руб. (против 6,6 млрд руб. убытка годом ранее). Но, по словам Баймухаметовой, этого недостаточно, чтобы компенсировать все накопившиеся убытки.
РБК направил запросы в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющую крупнейшие российские авиакомпании, и пресс-службы группы «Аэрофлот», S7, «Уральских авиалиний» и Utair.
Автор
Артём Кореняко