Банки попрощались с эпохой потребления в России

37e3715c3be722124d78646f40a01d82

Российские банки в своих итоговых докладах объявили о закате потребительской модели экономики России, которая определяла ее развитие в последние 15 лет. Возможностей для быстрого роста доходов, импорта и потребления они больше не видят.

Инвестиционное подразделение Сбербанка пишет о новой макроэкономической реальности, к которой стоит готовиться России. По их мнению, период болезненной коррекции в российской экономике подходит к концу – и, фигурально выражаясь, рассвет уже забрезжил: наступает фаза стабилизации, в которой и видны контуры новой модели.

“Мы полагаем, что долгосрочные темпы экономического роста в новой реальности будут низкими, курс рубля – слабым, а потребительский спрос уже не будет главным фактором роста экономики”, – суммируют свои выводы эксперты Сбербанка КИБ.

Экономисты “Альфа-банка” Наталия Орлова и Дмитрий Долгин в декабрьском докладе о российской экономике пишут о том, что потребительская модель роста экономики исчерпала себя. Россиянам придется умерить свои ожидания и готовиться к длительному периоду, когда зарплаты даже в рублевом выражении расти не будут, а расходы придется резко сокращать.

Конец эпохи потребления

Потребительская модель роста российской экономики начала формироваться в конце 1990-х годов.

В 2000-2007 годах реальные располагаемые доходы, то есть доходы за вычетом налогов, а также с учетом инфляции, росли в среднем на 12%.

В 2014 году потребительские расходы населения составили $1 трлн, напоминают в “Альфа-банке”. Тогда по общему объему потребительских расходов Россия оказался на 9-м месте в мире, пропустив вперед лишь богатые страны вроде США, Японии и Германии, а также густонаселенные Индию и Китай.

Экономисты связывают это с ростом цен на нефть и укреплением рубля. Также свою роль сыграла налоговая реформа, в рамках которой подоходной налог снизился до 13%. Рост потребления в 2000-е годы подддержал и рост потребительского кредитования. Благодаря налоговой реформе доходы граждан вышли из тени, а значит, стало легче получать кредиты.

После кризиса 2008-09 годов потребление поддерживали бюджетные расходы. В этот период росли пенсии и зарплаты госслужащих, что также позволяло населению тратить по-прежнему – широко.

В итоге изменилась структура экономики России: за 15 лет нового тысячелетия доля потребительских расходов в ВВП увеличилась с 37% до 56% ВВП. Розничная торговля, недвижимость и сфера услуг получили импульс для роста – и кроме них, фактически в экономике развивался лишь добывающий сектор.

Эксперты сходятся в том, что наращивать потребление уже невозможно. В Сбербанке объясняют это девальвацией рубля, которая серьезно снизила зарплаты людей и их сбережения.

Алексей Девятов, ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок, называет и еще один фактор: некоторые россияне, все еще получающие высокие доходы, стараются не тратить их, а сберегать на “черный день”.

В “Альфа-банке” поясняют, что даже на рост доходов в рублях рассчитывать не приходится. Доля зарплат в ВВП в 2014 году достигла своего максимума в 52% – этот показатель намного выше, чем в других развивающихся странах. При слабом росте экономики рассчитывать на увеличение зарплат просто невозможно.

На рост социальных расходов правительства или кредиты в условиях падения цен на нефть и слабой динамики экономики рассчитывать также не стоит, уверены Орлова и Долгин.

Сбербанк КИБ: сдержанный оптимизм

В Сбербанке полагают, что темпы роста экономики без радикальных реформ в ближайшие годы составят около 2%. В банке полагают, что у экономики России может появиться новый двигатель – промышленность.

Рабочая сила и ресурсы в России сильно подешевели в результате девальвации. Это увеличивает конкурентоспособность российской промышленности на внешнем рынке. Выиграют от этого сектора, ориентированные на экспорт, но при этом не являющиеся сырьевыми. Правда, в самом исследовании банка не указаны конкретные компании, но вероятно, надежды возлагаются на машиностроение (и автопром в частности), легкую промышленность и другие сектора, продукция которых может пользоваться спросом за рубежом.Кроме того, в рекомендациях Сбербанка КИБ в качестве привлекательных указаны российские компании по производству программного обеспечения, различных IT-услуг, а также производители удобрений и нефтепродуктов.

В целом российский бизнес сможет в ближайшие годы увеличить свою прибыль, прогнозируют эксперты Сбербанка. Сейчас доля прибыли компаний в ВВП составляет порядка 33%. Если она вырастет до 36-37%, уровня 2004-2005 годов, когда были примерно такие же цены на нефть, то прибыли компаний будут расти примерно на 10% в год, предполагают в банке. Бизнес может инвестировать эти деньги в развитие экономики, и таким образом, постепенно произойдет структурная перестройка экономики.

Подобное действие на экономику России оказала девальвация 1998 года, так что исторический опыт у России уже есть.

Но климат не позволит

Однако далеко не все экономисты согласны с оптимизмом Сбербанка. Алексей Девятов полагает, что ничего другого помимо модели потребления сейчас не прослеживается. Модель, основанная на росте инвестиций и экспорта, описанная Сбербанком КИБ, не может формироваться из-за плохого бизнес-климата, полагает Девятов. Если цены на нефть в ближайшие год вновь начнут расти, то и потребление вновь будет расти – а до тех пор экономика будет либо сокращаться, либо показывать очень слабый рост.

Валерий Миронов из Центра развития полагает, что в теории девальвация рубля может дать серьезный стимул для экономический преобразований в России.

Однако чтобы обвал рубля привел к успеху, российский бизнес должен начать создавать новые производства, повышать качество продукции, выходить на новые рынки. Для этого нужны инвестиции – а свободных денег у компаний нет. И даже если они появятся, то Миронов сомневается, что компании смогут найти квалифицированных работников – сказываются демографические проблемы, а также отсутствие различных курсов переквалификации. Эксперт также отмечает плохой инвестиционный климат и ошибки в экономической политике властей, которые мешают экономике перестроиться.

В этом случае российская экономика будет показывать слабую динамику до нового витка роста цен на сырье, полагает Миронов. Однако даже нефтяной картель ОПЕК прогнозирует крайне медленный рост мировых цен на нефть – вплоть до 2040 года. А до тех пор вряд ли можно ожидать бурного роста экономики и потребления в России.

Источник: bbc.com