Биржевая цена бензина АИ-95 выросла до исторического максимума в 60,18 тыс. руб. за т. Эксперты связывают рост цен с массовыми ремонтами НПЗ в сентябре. В Минэнерго исключают риск дефицита
Цена бензина марки АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла исторического рекорда, поднявшись до 60,18 тыс. руб. за т, следует из данных торгов. В европейской части России она выросла на 0,6% по сравнению с пятницей, 17 сентября. РБК направил запросы регуляторам рынка, в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
В Минэнерго пояснили РБК, что на колебание биржевых цен оказывает влияние продолжающийся период ремонтов на нескольких нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Министерство при этом исключило риски появления дефицита товара на торгах. «Для сохранения стабильной ситуации Минэнерго и ФАС ведут ежедневный мониторинг топливного рынка, до компаний доводят рекомендации по стабильным поставкам на рынок и их увеличению в ближайшее время», — отметил представитель ведомства.
Почему выросли цены на бензин
По расчетам РБК, с начала торгов 11 января текущего года биржевые оптовые цены на АИ-95 выросли на 17,9% с 51 тыс. руб. за т. В течение года они колебались, но особенно резко росли летом текущего года на фоне спроса на автомобильное топливо в условиях ковидных ограничений на поездки за рубеж.
Эксперты связывают текущий рекорд биржевых цен с сезонными осенними ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) многих крупных компаний, что привело к сокращению продаж топлива на внутреннем рынке.
По информации гендиректора «Аналитики товарных рынков» Михаила Турукалова, до конца сентября ремонтируются Ангарская нефтехимическая компания и Комсомольский НПЗ «Роснефти» на Дальнем Востоке. Рязанская нефтеперерабатывающая компания должна вывести завод из ремонта в октябре, а Саратовский и Сызранский НПЗ заработают на полную мощность в ноябре. Кроме того, осенние ремонты запланированы на Астраханском ГПЗ «Газпрома», Омском НПЗ «Газпром нефти», Нижегородском и Ухтинском НПЗ ЛУКОЙЛа, ТАИФе «Татнефти» и т.д. Это приводит к сокращению предложения бензина на внутреннем рынке в целом и на биржевых торгах в частности, отмечает эксперт.
В сентябре производство бензина АИ-92 и АИ-95 упало по сравнению с уровнем августа. Как указывает Турукалов со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК (Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса — филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго), среднесуточное производство бензина за 1–21 сентября составило 106 тыс. т в сутки против 111,2 тыс. т в сутки в августе текущего года. При этом на внутренний рынок с 15 по 21 сентября отгружалось в среднем лишь 97 тыс. т в сутки.
В начале августа на совещании у вице-премьера Александра Новака обсуждалось предложение Минэнерго ввести временное эмбарго на экспорт бензина из России для сдерживания цен на топливо и роста объемов его продаж на внутреннем рынке. Минэнерго и ФАС по его итогам утвердили рекомендации по временному повышению в третьем квартале 2021 года минимальных нормативов продажи бензина и дизельного топлива на бирже до 12% и 8,5% от их производства соответственно.
В начале сентября вице-премьер Александр Новак сообщил, что не видит необходимости в запрете экспорта бензина из России, так как ситуация на топливном рынке стабилизировалась из-за снижения спроса на него.
Как рост оптовой цены на бензин отразится в рознице
В рознице топливо дорожает значительно медленнее, чем на бирже: по данным Росстата, в среднем по России рост цен на бензин АИ-95 составил 5,9% (с начала января по середину сентября) до 49,76 руб. за литр. По расчетам РБК на основе статистики Московской топливной ассоциации, цены на АИ-95 на АЗС в Москве прибавили с начала года по 20 сентября 5,15% (до 50,98 руб. за литр). Прогнозная инфляция в 2021 году Минэкономразвития оценивается в 5,8% в год.
Накануне выборов в Госдуму, с 30 августа по 6 сентября впервые за 2021 год розничные цены на бензин АИ-95 падали на 16 коп. к уровню предыдущей недели — до 49,82 руб. за литр, по данным Росстата.
«Рост биржевых оптовых цен до рекордных негативно сказывает на марже независимых АЗС: они вынуждены работать в убыток. Резкое повышение розничных цен на топливо в рознице привлекает внимание антимонопольных органов, а также вызывает отток клиентов на заправки крупных нефтяных компаний», — полагает Турукалов. Он добавляет, что нефтяники могут позволить себе держать цены на заправках за счет перераспределения прибыли от других сегментов бизнеса и выплат по демпферу от государства.
Демпферный механизм корректирует разницу с ценами на нефтепродукты за рубежом с ценами внутреннего рынка: если экспортные цены на бензин выше на фоне высоких мировых цен на нефть, то государство компенсирует нефтяным компаниям часть этой разницы. Однако в формуле демпфера учтена стоимость бензина АИ-92, которая пока не превышала 58,03 тыс. руб., что позволяет нефтяникам рассчитывать на выплаты из бюджета и в сентябре.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов отмечает, что розничные цены на топливо уже практически выросли на уровне годовой инфляции и могут продолжить свой рост, если оптовые цены останутся на текущем высоком уровне. Однако такими же темпами они не вырастут, поскольку за этим следит ФАС. Он оценивает годовой рост цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 на АЗС в России в 6–8% от уровня начала января текущего года. «Независимые АЗС не получают выгоды от демпфера и вынуждены нести убытки, закрываться или ждать, пока оптовые цены скорректируются вниз», — говорит он.
Минэнерго ранее прогнозировало рост цен на топливо на заправках не выше уровня инфляции. Как заявлял в начале сентября замминистра энергетики Павел Сорокин, темпы роста цен на бензин сейчас находятся на уровне, «близком к инфляции, в пределах десятых процента».
Автор
Людмила Подобедова