Предприниматели, которых опросил РБК, считают, что низкие темпы вакцинации вызваны недоверием к российским препаратам. Компании рассчитывают на сознательность сотрудников и планируют мотивировать их розыгрышами призов
Представители бизнеса отреагировали на требование об обязательной вакцинации сотрудников, о которой в среду объявили власти Москвы и Подмосковья. В разговоре с РБК некоторые из них отметили отсутствие доверия у россиян к отечественным препаратам.
«Разыгрывать автомобили мы не в состоянии»
В частности, об этом говорит президент Ассоциации предприятий индустрии красоты (АПИК) и основатель сети «Персона» Игорь Стоянов. По его словам, в бьюти-индустрии в текущий момент около 40–50% переболевших сотрудников и не более 10% привившихся. Многие из них хотели бы иметь выбор, в том числе возможность привиться иностранной вакциной, объяснил он.
По словам Стоянова, отрасль пока вырабатывает решение, как провести массовую вакцинацию. «Мы, мягко говоря, в очень уязвимой позиции. Мы не можем заставить людей: большинство мастеров работают сдельно и, если начнем давить и не допускать к работе, сотрудники могут с базой клиентов уйти на надомную работу. А замотивировать тоже нечем — разыгрывать автомобили мы не в состоянии», — говорит глава АПИК. Он убежден, что необходим компромисс, сотрудникам нужно дать время, а также необходимые разъяснения и выбор.
Ранее главный санитарный врач Москвы Елена Андреева обязала провести вакцинацию 60% сотрудников в нескольких сферах экономики. В документе речь идет, в частности, о работниках:
- общепита;
- торговли;
- салонов красоты, фитнес-клубов, спа- и массажных салонов;
- клиентских структур банков;
- транспорта;
- ЖКХ и энергетики;
- театров, музеев, библиотек;
- МФЦ.
На аналогичный шаг пошли и власти Подмосковья.
Прививки топ-менеджерам и плакаты работникам
«Кажется, жизнь возвращается в привычное русло. Но это ощущение обманчиво — мы близки к третьей волне коронавирусной инфекции в стране. <…> Единственный способ остановить инфекцию — вакцинация», — говорится в письме сотрудникам X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») за подписью главного исполнительного директора Игоря Шехтермана. Письмо есть в распоряжении РБК, в компании подтвердили его подлинность.
В документе Шехтерман отмечает, что он понимает, что вакцинация — личное решение каждого, но это тот шаг, который позволит «взять ситуацию под контроль». Он сообщил, что привился вакциной «Спутник V» еще в конце 2020 года, а также, что вакцинацию прошли почти все топ-менеджеры компании, за исключением тех, у кого есть противопоказания. «При этом количество вакцинированных сотрудников X5 остается удручающе низким от нашей общей численности, чем я лично очень обеспокоен», — пишет он.
Кроме того, представитель X5 уточнил, что компания уделяет особое внимание и всячески содействует повышению процента вакцинированных сотрудников. Это, по его словам, минимизирует риски для здоровья, а также будет способствовать сохранению непрерывности бизнеса. Там добавили, что регулярно проводят мероприятия по стимулированию вакцинации как среди сотрудников, так и среди посетителей: «Транслируются аудиоролики, размещены информационные плакаты в прикассовых зонах и помещениях для персонала».
В пресс-службе «Азбуки Вкуса» пообещали «в полном объеме соблюдать» распоряжения властей. «Организационные сложности будут, потому что не все люди разделяют стремление государства к полной профилактической вакцинации, есть много предубеждений и страхов на этот счет. <…> Организации и индивидуальные предприниматели оказываются между двух огней, когда административные требования не совпадают с желаниями и мнением сотрудников, и это противоречие должно разрешаться комплексно и на более высоком уровне, чем уровень отдельно взятой организации. Важно учитывать, что у частного бизнеса нет никаких методов воздействия на сотрудников, которые по любым причинам не готовы к вакцинации, в связи с чем механизм реализации этой инициативы на данный момент не до конца понятен», — сообщили в «Азбуке Вкуса».
Там также добавили, что по своей инициативе компания готова обеспечивать сотрудникам оплачиваемые выходные в дни прививки, приказ об этом готовится. «Это стимулирующий механизм за счет работодателя, но опять же, он тоже не обязывает сотрудника прививаться», — добавили в «Азбуке Вкуса».
Представитель Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко заверил, что «безопасность сотрудников и посетителей остается основным приоритетом».
В пресс-службе киносети «Каро» отметили, что большая часть их сотрудников уже сделала прививки. Там добавили, что «уважают право любого на отказ от прививки». При этом «никакого другого пути остановить пандемию нет», заметил представитель компании.
Разыгрывают Apple Watch
Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева отметила, что вакцинировать сотрудников будут с помощью мобильных пунктов, «где в одной точке можно собрать всех сотрудников близлежащих фитнес-клубов».
«В зависимости от регионов вакцинировать придется от 10 до 40% сотрудников фитнес-клубов, чтобы достичь необходимых 60%. Члены ассоциации планируют активно мотивировать сотрудников. Скорее всего, будут предусмотрены ограничения для тех, кто не вакцинировался. А, например, в московской сети OrangeFitness собственник будет разыгрывать Apple Watch среди сотрудников», — заметила Киселева.
Новые правила — ожидаемая мера на фоне всплеска заболеваемости COVID-19. Так считает директор по операционной деятельности X-Fit в России Ирина Троска.
«Понятно, что отношение к вакцинации у россиян разное, но в данной ситуации, когда прививка буквально единственное средство сформировать коллективный иммунитет, замедлить распространение инфекции, а самое главное — уберечь себя и близких от серьезных осложнений заболевания, многие поддержат это решение. На сегодняшний день порядка 15% сотрудников X-Fit уже вакцинировались. В ближайшее время, несомненно, процент будет расти, так как мы проводим разъяснительные беседы и рассылаем сводки со статистикой в информационных дайджестах. В целом надеюсь на сознательность команды, так как каждый прекрасно понимает, что работа с людьми требует повышенной ответственности», — сказала Троска.
В свою очередь, президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина рассказала о начавшейся «информационно-разъяснительной работе» среди сотрудников. «Назначаются организационные собрания совместно с представителями медицинского сообщества для более взвешенного и аргументированного разъяснения о значимости вакцинации», — заметила Силина.
«Откажутся от прививки и покинут ряды компании»
Что касается вакцинации сотрудников, которые трудятся в сфере общественного питания, то сложностей с ней возникнуть не должно. Таким мнением с РБК поделился основатель сети блинных «Теремок» Михаил Гончаров. Он также напомнил, что сотрудники ресторана обязаны быть привиты от кори, дифтерии, гепатита и прочих заболеваний.
«Все эти прививки должны быть проставлены в санитарной книжке, и никого это не смущает, сейчас этот список просто расширился. Я никого не должен буду мотивировать, человек, который хочет работать в ресторане, сделает прививку», — говорит Гончаров. По его данным, в сети «Теремок» 15% привитых от COVID-19 сотрудников, компания два дня назад провела опрос — еще 35% работников готовы сделать прививку.
В пресс-службе «Шоколадницы» РБК сообщили, что планируют исполнять данный указ и соблюдать обозначенные сроки. «При этом мы понимаем, что наверняка некоторые сотрудники откажутся вакцинироваться и в добровольном порядке покинут ряды нашей компании. Это, безусловно, станет новым вызовом для нас в отношении нехватки персонала и новой экономической нагрузкой на бизнес соответственно. Пока сложно давать какие-либо прогнозы и точные цифры. Также мы только на прошлой неделе начали собирать информацию внутри компании о том, кто из наших коллег уже был вакцинирован, поэтому поделиться цифрами пока не сможем. Если говорить о географии — то на данный момент указ вышел только по Москве и МО, поэтому и исполнять его мы будем именно в этих регионах», — отметили в пресс-службе «Шоколадницы». Там добавили, что планируют стимулировать вакцинацию с помощью бонусов, которые можно использовать в их кофейнях.
Между тем представитель «Ростелекома» отметил в разговоре с РБК, что их сотрудники выполнят требование властей. «Безусловно, мы понимаем необходимость принятия мер, сдерживающих распространение коронавирусной инфекции и обеспечим выполнение требований городских и областных властей. Сотрудники салонов связи «Ростелеком» и Tele2 (оказывающая услуги под этим брендом компания «Т2 РТК Холдинг» является «дочкой» оператора. — РБК), контактирующие с посетителями, пройдут процедуру вакцинации с учетом медицинских показаний». Он напомнил, что «Ростелеком», Tele2 и управляющая их салонами «Ростелеком — Розничные системы» в 2020 году были включены в список непрерывно действующих предприятий.
О давних рекомендациях сотрудникам сделать прививки рассказал операционный директор компании «ПИК-Комфорт» Илья Розанов: «Безусловно, мы очень ответственно относимся ко всем рекомендациям Роспотребнадзора и в условиях пандемии с повышенным вниманием следим за безопасностью своих сотрудников и жителей обслуживаемых нашей компанией многоквартирных домов. Сразу же после начала вакцинации всем сотрудникам, особенно взаимодействующим с клиентами, было рекомендовано вакцинироваться. На данный момент более 50% работников клиентских офисов уже прошли вакцинацию».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов отметил, что за вакцинацию должны отвечать власти, а не представители бизнеса. «Если сплошная вакцинация станет альтернативой ограничениям в работе, бизнес, безусловно, всецело поддержит такой подход. Думаю, противника этой меры найти будет трудно. Что касается готовности предпринимателей в сфере услуг к вакцинации, то реальное обеспечение кампании лежит не на них, а на правительстве Москвы. От предпринимателей требуется лишь правильно составить отчетность. Надеюсь, процедура ее заполнения и отправки будет организована без сбоев и не приведет к осложнениям, штрафам и так далее», — отметил бизнес-омбудсмен.
Согласно решению столичных властей, предприятиям необходимо организовать прививки первым компонентом вакцины (или однокомпонентной вакциной) не позднее 15 июля. Завершиться процесс обязательной вакцинации должен не позднее 15 августа. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что подписал соответствующий указ. По его словам, до июля будет создана информационная система, позволяющая контролировать процесс вакцинации.
Вслед за Москвой обязательную вакцинацию для сотрудников предприятий ввели власти Подмосковья. Работодатели из сфер общепита, транспорта, услуг, торговли и других должны вакцинировать не менее 60% сотрудников.
В Кремле между тем заявили, что планов ввести обязательную вакцинацию по всей России нет. «По-прежнему никакой обязательной вакцинации нет, по-прежнему речи об этом не идет», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Коронавирус
Россия Москва Мир
0 (за сутки)
Выздоровели
0
0 (за сутки)
Заразились
0
0 (за сутки)
Умерли
0 (за сутки)
Выздоровели
0
0 (за сутки)
Заразились
0
0 (за сутки)
Умерли
0 (за сутки)
Выздоровели
0
0 (за сутки)
Заразились
0
0 (за сутки)
Умерли
Источник: JHU,
федеральный и региональные
оперштабы по борьбе с вирусом
Источник: JHU, федеральный и региональные оперштабы по борьбе с вирусом
Читать подробнее
Авторы
Максим Ярыгин,
Иван Ткачёв,
Анна Левинская,
Елизавета Ефимович,
Елена Сухорукова,
Надежда Федорова