Речь идет о непроданном алкоголе со старыми этикетками
Импортеры и продавцы алкоголя не успели переоформить этикетки для миллионов бутылок вина, которое завезли из-за рубежа после вступления в силу летом нового закона. Бизнес опасается, что товар будет признан контрафактом и уничтожен
«Несколько десятков миллионов бутылок» вина, шампанского и другого алкоголя на сумму более 15 млрд руб. могут признать контрафактом и уничтожить после 31 декабря 2021 года. О ситуации, угрожающей экономическими потерями бизнесу, предупредили ретейлеры, рестораторы и импортеры зарубежного вина в письме, которое они направили главе правительства Михаилу Мишустину.
Письмо подписали представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Евразийской ассоциации владельцев магазинов беспошлинной торговли, Союза производителей алкогольной продукции, Комитета производителей алкогольной продукции, Федерации рестораторов и отельеров, а также крупные импортеры алкоголя — Beluga Group и Simple Group. Копия обращения бизнесменов в правительство есть у РБК, его подлинность подтвердил подписавший документ президент Simple Group Максим Каширин. В аппарате правительства подтвердили, что письмо получили.
Какое импортное вино оказалось под угрозой уничтожения
Риск уничтожения вина и возникающих из-за этого экономических потерь связан с окончанием моратория на проверки бизнеса по закону об изменении классификации винодельческой продукции. В июле 2021 года нормы закона «О регулировании алкогольной продукции» (№ 171-ФЗ) были приведены в соответствие с нормами закона «О виноградарстве и виноделии» (№ 468-ФЗ), устанавливающего новые требования к классификации, а также маркировке и розничной продаже винодельческой продукции. Поправки в действующий закон о регулировании алкогольной продукции изменили требования к оформлению этикеток импортного вина, шампанского, коньяка и других напитков.
Поправки в законодательство вступили в силу сразу, без переходного периода, и бизнес не успел к ним подготовиться, напоминают авторы письма Мишустину: внезапное изменение классификации грозило приостановкой импорта и производства продукции, а на переоформление деклараций о соответствии и новую маркировку продукции нужно было время. Переоформление этикеток алкоголя влечет за собой необходимость пройти новую сертификацию продукции, присвоение новых штрихкодов, переоформление в системе ЕГАИС, печать новых контрэтикеток и т.д.
В октябре правительство ввело мораторий на проверки на соответствие этим требованиям закона, но запрет продлится только до 31 декабря 2021 года. Импортеры алкоголя получили возможность упрощенного переоформления деклараций и одновременно право беспрепятственно завозить продукцию в Россию, чтобы не возникло дефицита в ресторанах и магазинах. Но эти меры не позволили устранить проблему с неопределенным статусом такой продукции, а лишь отсрочили ее: пробелы в законодательстве за время действия моратория так и не были устранены, говорится в письме председателю правительства. Не проясненными остаются многие вопросы, указывает Максим Каширин: что делать с продукцией, которая уже находится в обороте, или с марками, которые еще не нанесены на бутылки, но в системе привязаны к определенному товарному наименованию. Также, по его словам, закон привел к задержкам продукции на временных складах таможенной службы из-за несоответствия документации новым положениям закона.
«Закон против Moёt»
Поправки в основной российский закон, регулирующий алкогольную продукцию, Владимир Путин подписал 2 июля 2021 года. Документ предусматривает, что классификация вин в зависимости от географического региона производства или конкретного виноградника или места (ЗГУ и ЗНМП) осуществляется только на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции. Это означает, что эти формулировки не могут использовать импортеры, маркируя таким образом иностранную продукцию на контрэтикетках и в сопроводительных документах.
Поправки также исключают использование для зарубежных напитков понятия «шампанское», разрешая применять его лишь в отношении «российского шампанского», произведенного на территории России. В результате по логике закона производители шампанских вин из французского региона Шампань должны на контрэтикетках (они размещаются на обратной стороне бутылки) и в сопроводительных декларациях называть свою продукцию не «шампанским», а термином «игристое вино». Изменение закона обернулось международным скандалом: один из крупнейших производителей шампанского — компания Moёt Hennessy (бренды Moet & Chandon, Dom Perignon, Veuve Сlicquot и др.) — предупредил, что приостановит поставки, так как французские виноделы не готовы менять название продукции под требования российского рынка. Но затем Moёt Hennessy все же согласилась изменить маркировку поставляемой в Россию продукции с «шампанского» на «игристое вино».
Теперь участники рынка опасаются, что с 1 января 2022 года контрольно-надзорные органы будут во время проверок по формальным основаниям массово изымать с рынка качественные и легальные импортные вина, шампанское и коньяки как «контрафактные» и утилизировать. Вне правового поля окажется вся продукция, которая была завезена в Россию после 2 июля 2021 года. «Это повлечет за собой колоссальные убытки индустрии, и мы опасаемся, что на российском рынке будет создан правовой нонсенс, когда добросовестные приобретатели этой продукции в лице импортеров, дистрибьюторов, ретейлеров и ресторанов будут лишены прав собственности на нее», — говорится в письме.
В связи с этим импортеры алкоголя просят правительство продлить мораторий еще на год, до 31 декабря 2022 года. Это, считают они, позволит участникам рынка реализовать продукцию без риска понести убытки, а государству — получить налоговые отчисления с ее продажи.
В Минпромторге РБК сообщили, что рассмотрят обращение бизнеса в установленном порядке при его поступлении в министерство. Представитель Росалкогольрегулирования не ответил на вопрос о рисках изъятия импортного вина. РБК направил запрос в Минсельхоз. В конце декабря Минсельхоз сообщал, что не намерен продлевать действие моратория после 1 января.
Коснутся ли проблемы с зарубежными винами потребителей
В структуре потребления вина в России преобладает отечественная продукция: 52% потребляемого тихого вина и 68% шампанского и игристого вина производится внутри страны, оценивает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. На долю импорта, соответственно, приходится около 48% всех потребляемых россиянами тихих вин и около 32% игристых, говорит он. В 2021 году импорт тихих вин в Россию составит, по оценкам эксперта, 280 млн л, а шампанского — около 50 млн л.
Пока правовая коллизия, когда у проверяющих органов появляются вопросы не к составу и безопасности винодельческой продукции, а к ее правовому статусу, не затронула потребителей, говорит руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. Покупатели вряд ли заметили изменения на контрэтикетках вина, которые произошли за последнее время, а среди недорогих вин уже значительно обновился ассортимент с новой маркировкой. Основная часть товаров сетей, которые сами импортируют алкоголь, оборачивается за год, указывает Ставцев, добавляя, что около 85% оборота приходится на винную продукцию со средней розничной ценой 500–600 руб.
«Если же мы говорим о дорогой категории, в которой работают винотеки, ресторанный рынок, крупные и специализированные форматы ретейла, бизнес оказывается в ситуации, когда в стране уже есть значительное количество товаров, ввезенных после вступления в силу нового законодательства, которые могут быть уничтожены [после возобновления проверок. — РБК], потому что распродать быстро вряд ли получится», — говорит эксперт.
Сложностей с ввозом нового вина нет, декларации соответствия получены на 85% продукции, рассказывает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. Но статус продукции, импортированной после 2 июля 2021 года по старым декларациям, вызывает «нервозность» на рынке.
«Сети опасаются, что такое вино начнут изымать, пишут письма импортерам с просьбой подтвердить возможность возврата, мы вынуждены подтверждать, — поясняет Липилин. — Худшая ситуация — если такое вино будет признано контрафактным, в этом случае оно должно быть уничтожено». Неприятной ситуация будет и в том случае, если импортеров заставят перемаркировывать вина — для них это большие затраты.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров также отмечает, что новые поставки вина полностью соответствуют обновленному законодательству. Но у отрасли в текущий момент много остатков продукции, которая по формальным признакам теперь будет считаться нарушающей законодательство. «Текущая экономическая ситуация и локдауны не позволили реализовать часть продукции, мы же не можем выкидывать это вино, поэтому мы просим о возможности продать его», — говорит Бухаров.
Авторы
Наталья Демченко,
Анна Левинская