Авиакомпании опасаются дальнейшего роста цен на топливо. Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, ФАС предложила закупать керосин на бирже, но тогда перевозчикам придется создать логистический бизнес для его доставки в аэропорты
Из-за роста цен на авиатопливо дополнительные расходы авиакомпаний при сохранении котировок на уровне марта могут составить 70 млрд руб. в год. Об этом, как пишут «Известия», сообщил замглавы S7 Group (владеет авиакомпанией S7 Airlines) Дмитрий Куделькин, выступая на заседании комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей в конце апреля.
Но дополнительные расходы могут оказаться выше, поскольку авиакеросин продолжает дорожать. К примеру, в мае цены в аэропортах Краснодарского края выросли более чем на 10% с марта и на 20–22% c начала года, следует из прайс-листа «Базового авиатопливного оператора», пишет издание.
В других крупных аэропортах России стоимость авиатоплива также поднялась примерно на 20% к январю: в Домодедово рост цен составил 18%, в Шереметьево — 22–26%, в Пулково — 20%, приводят «Известия» данные Росавиации. В Астрахани, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Нальчике, Архангельске, Перми, Нижнем Новгороде, Самаре, Челябинске, Тюмени, Сургуте стоимость авиакеросина увеличилась на 19–21%.
В мае рост стоимости авиатоплива замедлился, но не остановился, сказал изданию представитель авиакомпании Smartavia. «Мы видим это практически во всех аэропортах присутствия», — отметил он.
По словам источника издания в крупной авиакомпании, в апреле средневзвешенная цена керосина в аэропортах ее маршрутной сети выросла почти на 10%. В некоторых аэропортах цены подросли еще и в майские праздники, добавил он. Самый дорогой керосин среди аэропортов в европейской части России, не считая северных, — в Сочи и Симферополе. С 11 мая цена за тонну топлива там составила более 47 тыс. руб. без учета НДС и более 51 тыс. руб. соответственно. В эти города повышенный спрос на перелеты, и там всего по одному поставщику, объяснил собеседник издания.
Топливо сейчас самая быстрорастущая статья расходов авиакомпаний, сказал «Известиям» представитель авиакомпании Red Wings. «Авиакеросин дорожал в апреле и мае, и мы опасаемся, что продолжит дорожать летом», — отметил он.
По словам представителя Минэнерго, на начало мая цены на керосин ниже тех, что фиксировали в тот же период допандемийного 2019 года. Средневзвешенная цена при заправке «в крыло» на начало мая 2019 года составляла 53,5 тыс. руб. за тонну, в этом же году на начало мая фактическая цена заправки не превышает 50 тыс. руб., сказал он изданию. Представитель ведомства также добавил, что биржевые цены показывают схожую динамику, однако при этом они ниже цен заправки: 42,3 тыс. руб. за тонну в мае 2021 года против 43 тыс. руб. за тонну топлива на начало мая 2019 года.
Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила авиакомпаниям при закупке топлива применять биржевые и внебиржевые индикаторы, а также повысить ликвидность биржевых торгов авиакеросином. Об этом, как узнали «Известия», говорится в письме Минтранса в адрес Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которую ведомство попросило рассмотреть предложения ФАС.
Позиция АЭВТ пока не представлена, сообщил изданию представитель Минтранса. В АЭВТ «Известиям» уточнили, что еще готовят ее.
ФАС рекомендовала авиакомпаниям закупать топливо на бирже, это обеспечит прямую цепочку «производитель — потребитель», сказал изданию представитель службы. По его словам, так ФАС планирует насытить внутренний рынок авиакеросином и понизить начальные максимальные цены при проведении закупок. «Если авиакомпании начнут выходить на биржевые торги и использовать биржевые индикаторы при формировании начальных максимальных цен, ценообразование станет прозрачнее. Это один из способов сдерживания цен», — отметил представитель ФАС.
Также нужно оптимизировать количество и стоимость логистических услуг по доставке авиакеросина, отметили изданию в ФАС. По словам представителя службы, нужны механизмы для защиты рынка от ненужных перекупщиков, которые завышают цены, не выполняя при этом конкретных функций.
В Минэнерго полагают возможным снизить транспортную составляющую в цене авиакеросина. Она составляет в среднем 5–10% в нормальном случае и выше — для отдаленных регионов, отметил в беседе с издание представитель министерства.
Сейчас крупные авиакомпании закупают топливо по долгосрочным договорам напрямую у производителей и оплачивают его в течение всего действия контракта по действующим на данный момент ценам с авансированием в несколько дней, сказал «Известиям» представитель Red Wings. По его словам, закупки керосина на бирже — не выход.
«Во-первых, биржа продает товары с поставкой в определенной точке, то есть авиакомпаниям пришлось бы создавать логистический бизнес для доставки керосина в аэропорты. Во-вторых, керосин мы и сейчас покупаем оптом у крупнейших российских производителей с поставкой в десятки аэропортов — не факт, что биржевая цена была бы ниже», — сказал представитель Red Wings.
У Smartavia нет емкостей для хранения керосина, чтобы закупать его на бирже, сообщил изданию представитель авиакомпании. По его словам, авиаперевозчик закупает топливо только у топливозаправочных комплексов в аэропортах.
«Известия» направили запросы в правительство, Минфин, группу «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», Utair, «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Аэрофьюэлз».
Автор
Виктория Полякова