При возведении дорог, аэропортов и других значимых объектов, по мнению Минстроя, необходимо пересмотреть регламент вырубки деревьев: это можно делать еще до получения разрешения на стройку и без согласования местных властей
Минстрой предложил упростить вырубку деревьев на стройплощадках государственных объектов до получения разрешения на строительство, следует из проекта постановления правительства, который размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас в части регионов вырубку нужно согласовывать с местными властями, и министерство предлагает исключить эту норму. РБК направил запрос в Минстрой.
Если документ будет принят, вырубать деревья на участках госстроек можно будет сразу после того, как проектная документация будет отправлена на экспертизу. При этом авторы инициативы подчеркивают: речь идет только о территориях, где возможность строительства предусмотрена градостроительным регламентом или проектом освоения лесов. Сохраняется и норма о невозможности уничтожения краснокнижной флоры и фауны при подготовке стройплощадок.
Постановление вносит изменения в перечень видов подготовительных работ, «не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам», которые можно выполнять до выдачи разрешения на строительство. Документ касается только объектов федерального, регионального и местного значения. Как правило, это объекты, строительство которых либо полностью финансируется из госбюджета, либо государство принимает в реализации проектов некое участие, например в формате государственно-частного партнерства, объясняет руководитель направления коммерческих споров юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. По его словам, это может быть, например, строительство дорог, аэропортов, вокзалов, административных зданий, работы на объектах культурного наследия и т.п.
Кроме упрощенного механизма вырубки деревьев документ позволяет до выдачи разрешения на строительство осушать территорию, понижать уровень грунтовых вод, укреплять берега, строить временные причалы, инженерные сети и жилые поселки для строителей, исследовать и укреплять грунт, делать насыпи и т.п.
В сводном отчете проекта постановления указано, что он направлен на сокращение сроков строительства и разработан после июньского совещания у вице-премьера Марата Хуснуллина. Иных способов решения проблемы длительных сроков строительства нет, указано в отчете.
«С согласованием или без согласования местных властей регулирование, которое касается вырубки деревьев, сейчас не решает проблемы, которые важны государству и обществу», — утверждает кандидат биологических наук Александр Карпов, возглавляющий Центр экспертиз ЭКОМ, чья работа, как указано на сайте организации, сфокусирована вокруг проблемы «общественного участия в принятии экологически значимых решений».
Прежде всего, необходимо решать проблему учета деревьев, уверен Карпов. Поскольку при больших стройках образуется «товарное количество древесины», то есть ее можно продать: «И это нужно учитывать в том числе и в бюджете проектов. У нас же при стройках древесина, торф и прочее как будто взлетают вверх и растворяются».
Вторая проблема — экологическая: необходимо реально компенсировать вырубку деревьев и высаживать их в адекватном объеме, продолжает Карпов. Сейчас для компенсации вырубки деревьев регионы могут установить денежный эквивалент, как, например, сделано в Петербурге. Выплаты за вырубку деревьев в границах зеленых насаждений в городе зависят от породы и размера дерева. Например, за дерево малоценной породы с диаметром ствола до 20 см нужно будет заплатить не более 2 тыс. руб., за ольху и осину такого же диаметра — не более 13 тыс. руб., за дуб или березу — до 14 тыс. руб. Это не очень эффективно, поскольку денежная компенсация из-за особенностей учета деревьев может не выплачиваться в полном объеме, деньги затем «растворяются в бюджете» и могут не пойти на высадку деревьев, отмечает Карпов.
Автор
Надежда Федорова