Хотя конъюнктура экспортных цен остаётся неблагоприятной для России, дно кризиса в реальном секторе пройдено в мае. Экономика адаптировалась к новым условиям и начала восстанавливаться, ориентируясь на внутренний рынок, — об этом красноречиво свидетельствуют показатели по большинству хозяйственных отраслей.
Вплоть до мая ситуация развивалась достаточно драматично — уровень прошлого года превосходили только аграрии, успешно занимавшие продуктовую нишу, освобождённую контрсанкциями, и химики, которым девальвация рубля дала конкурентные преимущества на внешних рынках. В то же время российские машиностроители и швейники к маю снизили производство почти на четверть, обувщики — на одну пятую, и даже металлурги — на 12 %. Снижение доходов населения привело к такому сокращению спроса, что возможностей для импортзамещения не оставалось даже после ухода иностранных конкурентов.
Однако начиная с мая практически все ведущие отрасли экономики снова пошли в рост (см. Таблицу по данным Росстата). Заметим: все цифры приведены в сопоставимых ценах, чтобы исключить влияние инфляции, и сравниваются с соответствующими периодами предыдущего года, чтобы исключить влияние сезонного фактора.
ОТРАСЛЬ Май 2015 к маю 2014 Сентябрь 2015 к сентябрю 2014
Химическое производство 108,0 109,3
Сельское хозяйство 102,7 104,0
Добыча нетопливных ископаемых 98,0 103,7
Кожевенно-обувное производство 84,7 101,2
Грузооборот транспорта 96,1 100,8
Добыча топливных ископаемых 99,1 100,3
Текстильное и швейное производство 76,2 98,9
Пассажирооборот транспорта 91,2 98,0
Металлургия 88,8 96,3
Выпуск всех товаров и оказание услуг 93,2 95,7
Жилищное строительство 100,0 94,4
Производство средств транспорта 82,2 91,8
Производство машин и оборудования 75,1 90,3
Розничная торговля 91,1 89,6
Как видим, кроме успешно развивающихся агропромышленного комплекса и российской химии, к сентябрю ещё целый ряд отраслей превзошёл прошлогодние показатели. Особенно энергично растёт выпуск таких товаров, как парфюмерия (108,7 %), лекарства (112,2 %), мясо животных (114,2 %), сыр (141,2 %), производители которых преуспели в импортзамещении. Кроме них, среди лидеров значатся производство пластмасс (109,0 %), синтетического каучука (111,9 %), добыча алмазов (115,1 %), расширившие возможности экспорта. В сфере услуг перекрыли прошлогодние объёмы гостиничный, санаторный, спортивный, медицинский виды бизнеса. Это тоже логично: после того, как валютные цены загранпоездок стали кусаться, зажиточное сословие переориентировалось на отдых и лечение в России.
Депрессия продолжается только в двух значимых отраслях: розничной торговле и строительстве. В торговле начавший увеличиваться с мая объём продаж российских товаров не перекрывает убыль по товарам импортным. Проблемой строительной отрасли остаётся упавшая покупательная способность населения на фоне нежелания застройщиков (или экономической невозможности) снижать цены на жильё.
В целом экономика России достаточно успешно адаптируется к неблагоприятной для нас конъюнктуре мировых цен, из-за чего сокращение ВВП (-4,6 %) оказалось на порядок меньше падения сырьевых цен (от −30 % на металлы до −60 % на нефть). Однако, как мы видим, для большей части отраслей возможности импортзамещения остаются недоступными: пока нет речи о том, чтобы занять освободившуюся от ухода зарубежных товаров нишу, — дай Бог удержать прежний уровень сбыта.
Виной тому монетаристский подход правительства, не позволяющий полностью раскрыть возможности внутреннего рынка. Правительственные экономисты продолжают считать приоритетом не рост производства, а борьбу с инфляцией, и потому ограничивают денежную эмиссию и придерживают валютные резервы. В итоге покупательные возможности сограждан остаются заметно ниже прошлогодних и наметившийся рост экономики упирается в потолок спроса. Если же отказаться от монетаристских стереотипов и объединить усилия товаропроизводителей со стимулирующей политикой государства, российский ВВП уже в начале 2016 года смог бы перекрыть докризисный уровень.
Источник: