Из всех сфер малого и среднего бизнеса в России дороже всего купить готовое предприятие в области ремонта автомобилей, а создать с нуля — кафе с наемными сотрудниками, следует из исследования «Тинькофф» и «Авито»
В тройку отраслей российского малого и среднего бизнеса с наибольшим средним оборотом на одну компанию в первом квартале вошли оптовая торговля (735 тыс. руб.), кафе и рестораны (514 тыс. руб.) и дополнительное образование (492 тыс. руб.), следует из данных совместного исследования «Тинькофф Бизнеса» и «Авито», основанного на анализе 175 тыс. клиентов банка из сферы МСП.
Исходя из средней стоимости обязательных затрат, авторы исследования оценили, сколько придется потратить на открытие своего дела в России в различных отраслях. В сфере, которая лидирует по обороту на одну компанию в начале 2021 года, — оптовой торговле — затраты на открытие бизнеса с нуля могут составить от 350 тыс. руб., на приобретение готового бизнеса — от 430 тыс. руб. Во всех бизнесах, связанных с закупкой товаров для продажи, их стоимость в расчет не принималась.
Для открытия нового кафе понадобится от 900 тыс. руб., затраты на покупку готового бизнеса сопоставимые — 950 тыс. руб., оценили исследователи. Семейный бизнес в этой сфере, без найма сторонних сотрудников, может обойтись в разы дешевле — в сумму от 180 тыс. руб. Для бизнеса в сфере дополнительного образования входной порог гораздо ниже — от 480 тыс. руб. для открытия бизнеса с нуля и от 500 тыс. руб. — при покупке готового бизнеса.
Самый высокий «средний чек» (выручка за один заказ) из всех сфер МСП — в строительной отрасли: у компаний, которые занимаются строительством зданий, он составляет 118,4 тыс. руб., у выполняющих строительно-ремонтные работы — 72,8 тыс. руб. На третьем месте по этому показателю — оптовая торговля (68 тыс. руб.).
При этом компании, которые ведут строительно-ремонтные работы, сильно проигрывают лидерам по среднему обороту на один бизнес — их показатель в 313 тыс. руб. занимает 14-е место. «Входной билет» в этот бизнес может стоить от 350 тыс. руб. как при покупке компании, так и при открытии новой.
Самый высокий порог входа при покупке готового бизнеса в России — в сфере ремонта автомобилей: он составляет 3 млн руб. При этом затраты на открытие такого бизнеса с нуля значительно ниже — от 350 тыс. руб. На втором месте среди дорогих готовых бизнесов — сфера грузоперевозок, там покупка работающего предприятия может обойтись в 2,5 млн руб., для построения бизнеса с нуля в этой отрасли нужно от 250 тыс. руб. Средний оборот предприятия в этой сфере за квартал — 246 тыс. руб.
В Москве тройка самых «доходных» с точки зрения «среднего чека» отраслей МСП выглядит иначе, чем в среднем по России. Второе место вслед за оптовой торговлей (86,6 тыс. руб.) — у рекламно-консалтинговых компаний, бухгалтерии и HR (84,5 тыс. руб.), а третье — у бизнеса в ИТ и разработке программного обеспечения (76,4 тыс. руб.). Если в случае с консалтингом и бухгалтерией затраты на открытие нового бизнеса и приобретение готового примерно одинаковы — авторы исследования оценивают их в сумму от 350 тыс. и от 450 тыс. руб. соответственно, то в разработке ПО начать дело с нуля, по их оценке, гораздо дешевле — 220 тыс. руб. по сравнению с тратами от 1 млн руб. на покупку готового бизнеса.
Автор
Георгий Перемитин