На фоне экономических проблем в Венесуэле, вызванных падением нефтяных цен, президент страны Николас Мадуро объявил о девальвации национальной валюты боливара сразу на 59%, а также заявил о повышении цен на бензин.© РИА Новости. Дмитрий Знаменский
МОСКВА, 18 фев — РИА Новости. Решение властей Венесуэлы о девальвации национальной валюты было ожидаемым, но вряд ли решит глобальные проблемы в экономике страны, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро на фоне экономических проблем в стране, вызванных падением нефтяных цен, в среду объявил о девальвации национальной валюты боливара сразу на 59%. Кроме того, было принято решение о повышении цен на бензин.
Ожидаемое решение
Повышение цен на бензин и девальвация боливара ожидались в Венесуэле давно, считает ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян. “Это все было ожидаемо, потому что (у страны) очень тяжелое положение, конечно, экономическое, и это очень важный шаг для преодоления кризиса”, — считает он.
В то же время, Дабагян считает, что принятые президентом меры, хотя и были ожидаемы, способны вызвать волнения в венесуэльском обществе. “Когда в свое время подняли цены на бензин, там был бунт же, в кварталах нищеты, и сейчас это тоже можно ожидать”, — полагает он.
Пойти на эти непопулярные меры, как считает Дабагян, президент Мадуро был вынужден отчасти под давлением парламентской оппозиции. “Инфляция зашкаливает, покупательная способность резко падает, и вот Национальная Ассамблея, которая сейчас в оппозиции находится Николасу Мадуро, требует, чтобы какие-то действия были направлены на преодоление кризиса, в противном случае они задумали вообще сократить полномочия президента до четырех лет (сейчас президент Венесуэлы избирается на шесть лет – ред.)”, — объяснил Дабагян.
Дабагян также связывает девальвацию и подорожание бензина с недавними кадровыми перестановками в правительстве, которые, в свою очередь, также являлись следствием противостояния президента и оппозиции. “Два дня тому назад (Мадуро) сменил министра экономики. (Ранее) был назначен молодой парень, который говорил, что у нас никакого кризиса нету, это все происки крупного капитала. (Теперь) он назначил более внятного министра, которого приветствовала оппозиция. Он может пойти по пути принятия каких-то мер, направленных на преодоление кризиса”, — считает Дабагян.
“Это все не случайно, (это) влияние законодательной власти, которая превратилась в реальную силу, противостоящую исполнительной власти, и исполнительная власть вынуждена как-то прислушиваться к их мнению”, — уверен эксперт.
Глобальных проблем не решит
Действия венесуэльских властей вряд ли помогут решить глобальные проблемы в экономике страны, полагает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. “Поможет ли это? В какой-то степени может и помочь. Тем не менее сейчас они решают частные проблемы, но глобальных не решат”, — отметил эксперт.
По словам Суздальцева, более решительные меры со стороны официального Каракаса потребовали бы изменений в существующей в стране модели государственного капитализма, полностью основанной на экспорте нефти, а также создали бы угрозу выполнению социальных обязательств венесуэльского правительства.
“Это угроза и бюджету, и уровню жизни населения, критическому импорту, а также действующей власти и идеологии, которую она исповедует”, — объяснил специалист.
При этом Суздальцев подчеркнул, что ситуация в Венесуэле также осложняется растущей непопулярностью текущего курса властей страны. “Там раскол есть, чуть ли не половина населения (на последних выборах — ред.) голосовала за оппозицию, и это оппозиция либерального склада ума, выступающая за рыночную экономику”, — отметил эксперт.