В соответствии с указом президента Казахстана № 187 от 29 ноября 2011 года образована свободная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота». Объект с отведенной площадью 5740 га расположен в Панфиловском районе Алматинской области на границе с Китаем. Географическое положение предполагает развитие СЭЗ в качестве крупного логистического и промышленного центра. Проект включен в программу новой экономической политики РК «Нұрлы жол».
В структуру СЭЗ входят: международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС), сухой порт, индустриальная зона, населенный пункт и вспомогательная инфраструктура.
Первые строительные работы на МЦПС начались еще в 2005 году. На сегодняшний день здесь функционируют один гостиничный и четыре торговых комплекса. На территории действует тридцатидневный безвизовый режим и отсутствуют таможенные пошлины на товары, стоимость которых не превышает 1,5 тыс евро, а вес 50 кг, ввозимые физическими лицами для личного пользования не чаще одного раза в месяц. Такая схема, хотя и повышает риск злоупотреблений со стороны мелкооптовых торговцев (т.н. «челноков»), закупающих товар для предпринимательской деятельности, не противоречит Таможенному кодексу ТС. Сейчас, по неофициальным оценкам, МЦПС ежедневно посещают от 2 до 5 тыс покупателей.
Строительство на территории СЭЗ сухого порта происходит с целью расширения транзитных возможностей Казахстана. Порт осуществляет перевалку контейнеров с китайской колеи (1435 мм) на широкую (1520 мм), действующую на постсоветском пространстве. Ввод объекта в эксплуатацию неоднократно откладывался. Первая очередь порта открылась в декабре 2014 года, а в конце июля 2015 г. была получена первая партия контейнеров из Китая. Всего за четыре месяца работы (с августа по ноябрь с.г.) было обработано около 30 тыс контейнеров при плановых показателях в 200 тыс контейнеров в 2015-2016 годах.
Еще одной задачей СЭЗ выступает создание эффективного индустриального парка и привлечение производственных компаний. В этой связи в СЭЗ действуют льготные условия ведения бизнеса, включая отсутствие земельного налога, налога на имущество, корпоративного налога, а также НДС и таможенных пошлин на сырье и детали, завозимые для продукции, используемой и перерабатываемой на территории центра. Такой механизм предусмотрен Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон ТС от 18 июня 2010 года. Он действует в т.ч. в России, где зарегистрированы более 20 подобных объектов (например, Свободный порт Владивосток). Правда, сложности здесь возникают в том случае, если предприятия злоупотребляют льготами: импортируют почти готовую китайскую продукцию под видом комплектующих и, внося в нее мелкие доработки, выпускают в ЕАЭС как свою собственную. Многие эксперты отмечают в этой связи острую необходимость совершенствования процедур определения страны происхождения товара в рамках Евразийского союза.
На сегодняшний день участниками индустриального парка Хоргоса являются 82 компании – преимущественно резиденты Казахстана. Из зарубежных игроков осторожный интерес проявляют Hewlett Packard, DBSchenker, Toyota, FESCO, BRAVIS, с которыми заключены договора по формированию контейнерных поездов транзитом через станцию Алтынколь и обработкой в Хоргосе. Пока нет данных о намерении иностранных фирм открыть производство в СЭЗ, что, среди прочего, может быть обусловлено неготовностью инфраструктуры. Дело в том, что сдача в эксплуатацию многих казахстанских объектов, включая первую очередь МЦПС и сухого порта, несколько раз откладывалась. В то же время на китайской стороне строительство ведется гораздо быстрее. Здесь инфраструктурные объекты были в основном завершены уже к 2014 году. В стадии реализации в КНР находится около двадцати проектов, общая сумма инвестиций в которые, как сообщается, превышает 2 млрд евро.
В Казахстане предполагают, что после окончания всех работ Хоргос даст 20 тыс рабочих мест. Инвестиции в него оцениваются местными экспертами в 383 млрд тенге (около 1,1 млрд дол. по текущему курсу). Часть этих средств покрывают государственные структуры (железнодорожный перевозчик «Қазақстан темiр жолы», Национальный фонд РК), но в условиях кризисных явлений в экономике денег, по всей вероятности, все равно не хватает и Астана рассчитывает на помощь соседнего Китая. В сентябре 2015 года стороны подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по совместному развитию проектов СЭЗ Хоргос и международной логистической зоны ШОС в г. Ляньюньган. Согласно документу, предполагается выделение Пекином 600 млн дол. прямых инвестиций на финансирование казахстанской части СЭЗ. Документ полностью вписывается в объявленную КНР стратегию экономического пояса Шелкового пути. Он носит рамочный характер и пока информация о конкретных шагах по его исполнению отсутствует.
Завершение строительства инфраструктуры казахстанской части СЭЗ намечено на середину 2016 года, выход сухого порта на полную мощность (4,5 млн т) – на 2020 год. В Астане ожидают, что это существенно расширит транзитные возможности республики, несмотря на то, что текущие показатели загрузки объекта отстают от плановых, а иностранные компании до сих пор не спешат размещать здесь производственные мощности.
Интересно, что в местной прессе путь через Хоргос нередко называют конкурентом российским железнодорожным магистралям. Утверждение не совсем корректно. Россия действительно вкладывает огромные средства в модернизацию Транссиба, но последний рассчитан по большей части на внутренние грузы и транзит из дальневосточных провинций Китая и Кореи, тогда как Хоргос – на товары западного Китая (СУАР). Пропускная мощность Транссиба на порядок выше и по планам должна быть увеличена в будущем со 120 до примерно 180 млн т. При этом, если РЖД добьется планируемых показателей в 7 дней, транспортировка через Сибирь будет еще и быстрее. Но принципиально другое. Основной грузопоток Хоргоса идет не в Европу, как это часто представляют, а оседает на территории ЕАЭС, поэтому правильнее рассматривать его как способ для Казахстана закрепить свой статус главного железнодорожного хаба Центральной Азии. Тем более, что другая железнодорожная ветка, связывающая регион с Китаем также проходит через Казахстан в районе пропускного пункта Достык. Для Пекина же проект означает расширение путей экспорта в соседние страны продукции Синьцзяна – наиболее удаленного от восточных портов китайского района.
В целом, несмотря на существующие проблемы, мы наблюдаем постепенное становление Хоргоса в качестве ключевого торгового и транзитного портала регионального уровня. «Восточные ворота» претендуют на исполнение в более цивилизованных формах роли, которую ранее в ЦА играли оптовые базары Киргизии. Для России, как рынка в составе ЕАЭС, деятельность СЭЗ потенциально сопряжена с рисками злоупотреблений таможенными льготами, которые, впрочем, могут быть успешно преодолены совместно с казахстанскими партнерами путем обеспечения надлежащего контроля и соблюдения базовых принципов общего таможенного пространства.
Дмитрий Сергеевич Попов,Арина Эдуардовна Мордвинова
Источник: