Интервью главы РФПИ Кирилла Дмитриева. Главное

Кирилл Дмитриев признает, что победить пандемию в текущем году не получится. О том, как мотивировать россиян вакцинироваться, об эффективности ВОЗ и ожиданиях от встречи Путина и Байдена он рассказал в интервью РБК

О вероятности третьей волны пандемии

«Там, где нет масштабной вакцинации, со временем будут новые волны. Дополнительный риск, как я уже сказал, связан с мутациями вируса. В ближайшее время в одном из международных научных изданий будет опубликована статья, в которой подтверждается, что «Спутник V» оказался наиболее эффективным среди других вакцин при борьбе с существующими видами мутаций вируса. <…> Как итог — прогноз, что мир в этом году победит коронавирус, не сбывается. Во-первых, потому что во многих странах вакцинация еще даже не началась или проходит в минимальных объемах. Во-вторых, будет борьба и гонка между новыми, более сложными мутациями [вируса] и теми модификациями вакцины, которые будут производиться и которые все-таки позволят нам коронавирус победить. Но только при условии масштабной вакцинации большинства населения Земли».

Как убедить россиян прививаться

«Первый тезис очень простой: очень плохие последствия отказа [от вакцинации]. Последствия даже легкой формы COVID-19 могут быть очень серьезными: многие испытывают различного рода неврологические проблемы после выздоровления и другие долгосрочные последствия для здоровья. И второй тезис — неправильно не прививаться вакциной, которая в мире признана одной из самых эффективных, надежных и безопасных. Подход к вакцинации должен быть, как к чистке зубов: то есть можно, наверное, не чистить зубы, но это не принято обществом. И те люди, которые не вакцинируются, не только на себя берут большие риски, но и несут их окружающим и близким».

Об эффективности Всемирной организации здравоохранения и ее реформе

«Мы видим, что во время пандемии у ВОЗ не хватало достаточного количества рычагов. У организации оказалось недостаточно инструментов воздействия на производственные площадки, которых и так мало. <…> Мы уже участвовали в нескольких круглых столах ВОЗ и ООН, на которых как раз обсуждается, что надо изменить, чтобы к следующей пандемии достичь большего равноправия различных стран мира. Речь в том числе идет об очень техническом, но важном вопросе — необходима инвентаризация всех площадок, которые могут производить вакцину, и более правильное сочетание между тем, у кого есть вакцина, и где ее производить».

Когда начнется экспорт вакцины из России

«Абсолютный фокус наших производителей сейчас на производстве объемов, необходимых для вакцинации россиян. Но мы видим, что каждый месяц они фактически удваивают мощности, и можно констатировать, что сейчас во всех регионах России вакцины хватает. По мере того как площадки полностью удовлетворяют внутренний спрос, они также могут поставлять вакцину абсолютно без ущерба для внутреннего спроса на внешние рынки. Мы ожидаем, что это будет уже активно происходить начиная с июня».

О результатах проверки российских заводов

«Часть отчетов они (ВОЗ и Европейского агентства лекарственных средств, EMA. — РБК) уже нам прислали, идет диалог между техническими специалистами и ВОЗ. В отчетах есть рекомендации, но пока нет никаких критических рисков или замечаний. Надеюсь, что это действительно останется на таком техническом уровне и не выйдет в политическую плоскость. Процесс проверки со стороны ВОЗ и ЕМА показывает открытость России: если бы было что прятать, были бы не уверены в вакцине — тогда не организовывали бы эти проверки, особенно после агрессивных негативных высказываний против российской вакцины ряда чиновников ЕС. Для того чтобы получить регистрацию более чем в 60 странах, эта проверка и не требовалась».

О доходности фонда от инвестиций в препараты против COVID-19

«Мы с самого начала выбрали три самых главных направления по борьбе с коронавирусом: тестирование, препараты для лечения и вакцины. И я горжусь, что РФПИ сумел переориентироваться на них в рекордные сроки и добиться значимых результатов, стал одним из главных инвесторов и организацией в борьбе с ковидом. <…> Инвестиции в «Авифавир», кстати, — это пример нефинансовой мотивации при осуществлении нашей деятельности, хотя мы уже получили минимально приемлемую доходность на вложенные инвестиции. То есть мы не просто взяли государственные деньги и не просто их потратили, а проинвестировали их с доходностью около 15% в создание одного из двух эффективных препаратов в мире по борьбе с коронавирусом. Это не сверхдоходность».

Об угрозе мировой инфляции

«В мире очень сильно выросла денежная масса, напечатано очень много долларов и евро. И в ближайшее время в мире возникнет очень большой вопрос, связанный с потенциальной мировой инфляцией, с тем, как эти все напечатанные деньги будут влиять на различные активы, различные классы финансовых инструментов. Мы уже видим, например, ранее невиданные высокие мультипликаторы для многих западных публичных компаний, так как большая часть спекулятивного капитала пришла именно в публичные акции. Видим приток этих средств и спекулятивные колебания в новых инструментах, таких как криптовалюты. Миру надо будет справиться с тем объемом перенапечатанных США и Евросоюзом денег в рамках выхода из коронавирусного кризиса. <…> Для России, мне кажется, такое большое количество напечатанных внешних денег может означать и хорошие стабильные цены на сырьевые ресурсы. Тот факт, что Россия проводит более сбалансированную макрополитику, позволяет российскому рынку избежать больших колебаний и получить выгоду от такого переизбытка внешних денег за счет повышения стоимости на ресурсы».

Что ждут инвесторы от встречи президентов России и США

«Инвесторы очень надеются на сбалансированные результаты от личной встречи президентов 16 июня. Фактическое качество российско-американских отношений сегодня — это падающий нож. И на этой встрече, может быть, удастся этот нож задержать, чтобы он хотя бы не падал дальше вниз. Может быть, она поможет как-то начать восстанавливать какие-то элементы коммуникации, снимет часть тех барьеров, которые США наложили даже на фактическое общение между бизнес-кругами».

Об инвестициях в Baring Vostok

«Мы всегда поддерживали Baring Vostok и Майкла Калви. После его выхода из-под домашнего ареста мы с ним несколько раз встречались, обсуждали совместные инвестиции с фондом, и, может быть, на каком-то этапе РФПИ станет одним из инвесторов самого Baring. Мы считаем, что это абсолютно этичный и правильный, корректный фонд».

Об американских инвесторах

«Арабские и азиатские инвесторы действительно сейчас проявляют очень большой интерес к России, поскольку также видят большое количество напечатанных в мире денег и необходимость вкладывать их в активы. РФПИ привлек и привлекает значительные инвестиции от этих инвесторов, в том числе от многих, кто раньше не инвестировал в Россию. Но важно понимать, что европейские и американские инвесторы очень прагматичны. Как вы знаете, они поучаствовали в большом количестве размещений в России, и они продолжают вкладывать и в российские ценные бумаги, и в российские активы. Да, роль арабских и азиатских инвесторов растет, но мы также видим необходимость и у американских, и у европейских инвесторов куда-то вкладывать излишки, поэтому они продолжают взаимодействовать с российским бизнесом и экономикой».

Об инструментах для восстановления экономики

«Любое повышение налогов экономике не поможет, а только затормозит ее рост. Считаю абсолютно правильным решение правительства использовать сейчас средства ФНБ и других резервов. Если посмотреть на мир, то Россия была гораздо более консервативна, чем другие центры финансово-кредитной политики. Для восстановления экономики нам надо наши средства резервов инвестировать в доходные и значимые для экономики проекты».

О новых принципах венчурных инвестиций Российской венчурной компании

«Мы делаем РВК более соинвестиционным. То есть фактически РВК будет больше следовать модели РФПИ: мы не инвестируем, если нет соинвесторов хотя бы на такое же количество денег. И это важно, потому что это позволяет нам разделить риски с другими партнерами и принимать понятные и прозрачные инвестиционные решения. Мы уже сейчас создаем подобные совместные фонды — о фонде со «Сбером» было сделано объявление — и, соответственно, вместе будем инвестировать. В таком подходе соинвестирования есть много преимуществ. Во-первых, это более качественное принятие решений. Есть правило нескольких ключей, где несколько ведущих инвесторов должны согласиться, что проект хороший, — это повышает прозрачность принятия решения и мультипликатор инвестиций. То есть фактически на каждый рубль, вложенный РВК, будут дополнительные рубли от различных инвесторов. Мы создадим с РВК и ряд международных партнерств, в том числе с китайскими коллегами».

Автор

Интервью главы РФПИ Кирилла Дмитриева. Главное

Ирина Парфентьева

Источник