Поезда могли также оказаться брошенными из-за неготовности грузополучателей и портов
Металлурги пожаловались на дефицит сырья из-за простоя вагонов на сети РЖД
К середине февраля количество брошенных поездов на сети РЖД резко выросло. Из-за этого металлурги недополучают сырье и вынуждены сократить работу. В РЖД объясняют задержки недостатком персонала из-за вспышки «омикрона»
Крупные клиенты РЖД, включая производителей металлургической продукции и нефтяников, пожаловались на заторы на сети железных дорог. Об этом они заявили на совещании под руководством первого заместителя гендиректора монополии Сергея Кобзева, которое состоялось во вторник, 15 февраля, рассказали РБК два источника среди компаний-операторов.
По их словам, сейчас на сети РЖД брошено почти 1600 поездов, или более 106 тыс. груженых и порожних вагонов, что составляет около 10% от всего рабочего парка. Это подтверждает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин: «Текущие значения — 1590–1620 [брошенных] поездов в сутки — однозначно очень высокие и негативно влияют на экономику отрасли». Брошенным поездом у железнодорожников называется состав, который отставлен от движения, стоит без локомотива на боковом пути станции (то есть не мешает движению других поездов) и закреплен тормозными башмаками.
Представитель РЖД, в свою очередь, приводит другие данные — число брошенных вагонов в 2,5 раза меньше — около 40 тыс., или менее 4% рабочего парка. Сейчас на сети РЖД находится 724 груженых брошенных состава, из них 160 оставлены на станциях по причинам, не зависящим от РЖД, сообщили в пресс-службе монополии вечером 17 февраля. Данные операторов там назвали «оценочными» и «по меньшей мере некорректными». По словам представителя компании, «ритмичность грузовых перевозок» на сети в ближайшее время придет в норму.
РБК направил запросы в пресс-службы правительства, Минтранса и Росжелдора.
Почему клиенты жалуются на РЖД
По данным на 14 февраля, на сети РЖД были брошены более 106 тыс. груженых и порожних вагонов, из них 77% — с грузами: в почти 35 тыс. вагонов — каменный уголь, в 12 тыс. — нефтепродукты, в 8 тыс. — товары в контейнерах. Это на 40% больше, чем было в конце декабря 2021 года. Ситуация на сети не улучшается и вызывает серьезное беспокойство, говорит представитель Союза операторов железнодорожного транспорта (объединяет операторов с суммарным парком более 850 тыс. вагонов), ссылаясь на данные компаний-операторов. «Проблема порожних вагонов в брошенных поездах создает риски необеспечения грузоотправителей подвижным составом», — подчеркивает он. «Проблема [заторов] существует и особенно остро стоит в отношении направлений Восточного полигона», — передал РБК через пресс-службу гендиректор Global Ports Альберт Лихолет. Global Ports управляет семью морскими терминалами в Балтийском и Дальневосточном бассейнах.
На совещании у Кобзева обсуждалось, что из-за недопоставки сырья близок к остановке доменной печи один из крупнейших в мире поставщиков товарного чугуна — «Тулачермет», который входит в Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ) Евгения Зубицкого. В холдинге РБК подтвердили «очень серьезную проблему с отправкой грузов». «В нашем случае это в основном касается отправки кокса и железорудного концентрата на «Тулачермет». Нехватка локомотивных бригад приводит к тому, что РЖД не принимают вовремя наши грузы к отправке либо принимают не в полном объеме, нарушаются оговоренные сроки поставки», — пояснил представитель компании. По его словам, в настоящий момент предприятия ПМХ работают в плановых показателях, но уровень запасов сырья приближается к критическому. Если РЖД в кратчайшие сроки не исправит ситуацию, то это может привести к самым негативным последствиям вплоть до остановки работы предприятий, добавил он.
На грани закрытия находится и крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал «Ростерминалуголь» (принадлежит УГМК Искандара Махмудова и Андрея Козицына). Но представитель УГМК в четверг это опроверг. На нехватку специального подвижного состава и локомотивных бригад пожаловались также представители «Уралхима», «Роснефти» и «Газпром нефти», рассказывают источники РБК. При этом проблема для «Роснефти» и «Газпром нефти» состоит в основном в задержках в оформлении и грузонапряженности вблизи станций погрузки-выгрузки, добавил один из собеседников РБК.
РБК направил запросы в пресс-службы этих компаний.
Предприятия ассоциации «Промжелдортранс» (объединяет 145 организаций промышленного железнодорожного транспорта, включая «Уралхим-Транс», «СДС-Уголь» и Михайловский ГОК) также «на системной основе» сталкиваются с нарушением ритмичности работы на станциях, простоем и нарушением сроков приема вагонов, сказал РБК ее исполнительный директор Александр Маняхин. В начале февраля на сложности при отправке продукции по железной дороге премьеру Михаилу Мишустину также пожаловался директор крупнейшего российского производителя соли «Руссоль» Сергей Черный.
Как в РЖД объясняют простой вагонов
РЖД плотно взаимодействуют с клиентами, чтобы в этой непростой ситуации обеспечить неотложные потребности в транспортировке, в том числе для сохранения непрерывных производств, отмечает представитель монополии. По его словам, несколько раз в неделю с грузоотправителями из разных отраслей проводятся совещания. «Все текущие проблемы стараемся решить в оперативном порядке», — подчеркнул он.
Справиться с брошенными вагонами помогут современные подходы к перевозке смерзающихся грузов (к таким относятся перевозимые насыпью грузы, например уголь, которые при температурах наружного воздуха ниже нуля градусов теряют свои обычные свойства сыпучести). Об этом в конце января говорил заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. В рамках борьбы с заторами на сети компания также выступает за пересмотр отношений с портовиками. В августе 2020-го Минтранс утвердил типовые формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морских портах. Но сейчас только 35 из 220 терминалов, примыкающих к сети РЖД, заключили новые соглашения. «Наличие такого договора позволяет нам одинаково планировать и оценивать текущую ситуацию с грузоперевозками на сети, вести учет потерь, которые происходят на стыке железной дороги и порта», — рассказывал Шило.
Но, по мнению Лихолета, причины сложившейся ситуации во многом обусловлены ограничениями инфраструктуры РЖД. «Терминалы готовы принимать поезда в рамках своей перерабатывающей способности по договорам с РЖД, подтверждают ее на 100%. Однако железная дорога не подтверждает объемы отгрузки в связи с ограничениями собственной инфраструктуры, о чем информирует терминалы», — сказал гендиректор Global Ports. К примеру, из-за ограничений пропускной способности инфраструктуры на сети РЖД терминал Восточной стивидорной компании (порт Восточный) испытывает регулярную нехватку вагонов и платформ для отправки поступающих объемов.
В монополии объясняют увеличение количества брошенных поездов на сети вспышкой «омикрона». В 2022 году РЖД столкнулись с беспрецедентным ростом заболеваемости среди локомотивных бригад, говорит представитель компании. В начале февраля единовременно по всей сети на больничном находилось 15% от их штатной численности (в РЖД работают 114 тыс. машинистов и их помощников). На пике, который пришелся на 4–8 февраля, для обеспечения запланированного объема перевозок не хватало 25% локомотивных бригад.
По словам представителя РЖД, именно это привело к значительному снижению объема перевозок грузов на северо-западном направлении. За 1–15 февраля погрузка в направлении портов северо-запада сократилась на 15%. Но по всем остальным направлениям наблюдается рост, подчеркнул он. Например, перевозки в порты Азово-Черноморского бассейна увеличились на 11,8%, в порты Дальнего Востока — на 5,2%.
В последние дни наблюдается существенный спад заболеваемости. «Рассчитываем на нормализацию перевозочного процесса в ближайшую декаду и возвращение параметров погрузки к плановым показателям», — отметили в пресс-службе РЖД.
Авторы
Артём Кореняко,
Светлана Бурмистрова