Архитектурное бюро Wowhaus научилось извлекать миллионы долларов на создании временной архитектуры для столичных парков и площадей.
У владельца пельменной и топ-менеджера московского банка мало общего, но оно все‑таки есть — это город, в котором они живут. И тот, и другой выходят на улицу, а значит, попадают в общественное пространство, будь то парк, проспект или сквер. По данным Виктора Вахштайна, главы центра социологических исследований Президентской академии РФ, 73 % москвичей хотят покинуть Москву из‑за грязи, пробок и некомфортной городской среды. Четыре года назад команда нового мэра Москвы Сергея Собянина решила изменить отношение горожан к столице, начав массовое преобразование общественных пространств. На этом удалось неплохо заработать архитектурной мастерской Wowhaus, чьи решения пришлись по вкусу главному идеологу изменений — главе департамента культуры Москвы Сергею Капкову: выручка бюро за три года выросла в пять раз и в прошлом году достигла 130 млн руб.
От Мамута до Капкова
Wowhaus могло бы и не случиться, если бы в 2007 году в одной из приятельских бесед бизнесмен Александр Мамут не предложил главному художнику «Первого канала» Дмитрию Ликину и архитектору Олегу Шапиро, которые были знакомы по изготовлению декораций для телеканала, осуществить реконструкцию кинотеатра «Пионер» на Кутузовском проспекте, вспоминает в беседе с РБК гендиректор бюро Анна Ищенко. Для этой цели Ликин и Шапиро на паритетных началах создали Wowhaus, возглавить которую и пригласили Ищенко — на тот момент бывшего издателя журнала «Большой город», а несколькими годами ранее она организовала «Пикник Афиши». Первоначальные инвестиции составили 500 тыс. руб., из которых 300 тыс. руб. ушло на аренду офиса, а еще 200 тыс. руб. — на наем двух архитекторов.
Результат реконструкции «Пионера» понравился Мамуту, и он предложил новому бюро следующий проект — создание института «Стрелка» на месте гаражей кондитерской фабрики «Красный Октябрь», где в результате появились лежаки, лавочки и знаменитый деревянный амфитеатр. Этот проект, реализованный в 2010 году, произвел настоящий фурор, надолго сделавший «Красный Октябрь» культовым местом городской жизни. Мамут отказался давать комментарии для данной статьи.
По словам Ищенко, партнеры по Wowhaus изначально хотели заниматься временной архитектурой для городских мероприятий, инсталляций. «Нам не хотелось лезть на архитектурный рынок, который существовал еще при Юрии Михайловиче [Лужкове], — вспоминает Ищенко. — Город как заказчик занимался городскими проектами, в том числе и благоустройством, но проектировали все только государственные проектные институты «Моспроект 1‑2‑3‑4»; сторонним людям предпочтения не отдавали. В объемном проектировании, кроме работы с инвесторами при проектирования жилья и торговых центров, частному бюро было нечем заниматься».
Но в 2011 году команда нового мэра Москвы Сергея Собянина начала масштабную программу по благоустройству городской среды. Возглавил это движение Капков, который в 2011 году в качестве директора Парка Горького затеял его реконструкцию, а потом, уже в статусе министра культуры столицы, распространил полученный опыт на остальную часть города.
В мае 2011 года, будучи директором Парка Горького, Капков посетил «Стрелку». Шапиро показывал будущему министру проекты, сделанные «в стол», и тот заинтересовался «Оливковым пляжем» (эскиз был сделан для другого места, но заказчик от него отказался). Через два месяца пляж был построен на берегу Москвы-реки недалеко от «Бурана». Это был первый госзаказ для Wowhaus. Капков не нашел времени рассказать о своем опыте сотрудничества с архитектурным бюро.
Впоследствии бюро создало для Парка Горького проекты летнего кинотеатра «Пионер», набережной Голицынского пруда, «Зеленой школы», раздевалки спортивного центра, перголы на Фонтанной площади, а к зиме 2011–2012 годов — самого большого катка в Европе (18 тыс. кв. м). Проектная документация к катку обошлась парку в 13 млн руб. «Все, что мы сделали в Парке Горького, — временная архитектура, — говорит Ищенко. — Мы не сделали ничего капитального; это все времянки, которые можно в любой момент демонтировать или переформатировать: зимой сделать раздевалку, а летом открыть на ее месте кафе. Можно сказать, что так мы приблизились к своей первичной идее об инсталляциях с неожиданной стороны». По итогам 2011 года архитектурное бюро, по данным СПАРК, получило выручку свыше 21 млн руб. — вдвое больше, чем за все предыдущие годы своего существования.
Между парком и набережной
Удачные архитектурные решения, примененные Wowhaus в Парке Горького, начали тиражироваться в других парках Москвы. В 2011 году в структуре департамента культуры был создан «Мосгорпарк», который занялся разработкой концепций развития для всех парков культуры и отдыха Москвы городского значения, рассказал РБК бывший директор «Мосгорпарка» Михаил Алехин. По расчетам РБК, в 2011-2012 годах Москва тратила на парки в среднем около 6 млрд руб. в год. Сад им. Баумана заказал у Wowhaus детскую и спортивную площадки, «обитаемый забор», павильон для кафе и спортивную площадку, а парк «Фили» решил обзавестись свои летним театром. По заказу департамента культуры бюро создало в Провиантских складах Центр документального кино. До Wowhaus здание не реставрировалось, и в бюро придумали концепцию «коробка в коробке», когда новый объект «вкладывался» в старый. К тому моменту Wowhaus уже получило бессрочную лицензию Минкультуры для работ по сохранению объектов культурного наследия.
Начало 2010‑х годов стало временем, когда большие бюро начали обращать внимание на архитектуру общественных пространств. «Меганом» — бюро, спроектировавшее Barvikha Luxury Village, универмаг Tsvetnoy, несколько домов на Остоженке с Пречистенкой, — занялось реконструкцией Гончаровского парка, — рассказывает Ищенко. — Или такое бюро, как Speech, один из лидеров рынка, проектирующее огромные объемы жилья и коммерческой недвижимости, они на то, что находится между домами, не обращали внимания: «пусть придут озеленители». И тут неожиданно открыли у себя отдел благоустройства».
Совладелец архитектурного бюро «Speech Чобан & Кузнецов» Сергей Чобан рассказал РБК, что интерес к общественным пространствам в бюро появился в 2009 году, когда оно получило заказ на комплексный проект «города в лесу». «Мы не задействованы в проектировании по госзаказу, но после успешного развития проекта «город в лесу» сейчас реализуем другие работы, в которых архитектурные решения сочетаются с интересными решениями общественных пространств, например «ВТБ Арена Парк», Wine House, — отмечает Чобан. — Сегодня благоустройство близлежащих пространств — один из критериев работы с объемной архитектурой».
Участники архитектурного рынка затрудняются оценить объем его ландшафтного сегмента. «Значительная часть средств расходуется на озеленение, газоны и цветники, и компаний, работающих в этом сегменте, очень много, — объясняет РБК Илья Мочалов, глава архитектурного бюро «Илья Мочалов и партнеры». — Компаний, как наша или Wowhaus, которые занимаются ландшафтной архитектурой в Москве, всего около 20». По словам Мочалова, стоимость объектов ландшафтной архитектуры складывается из трех составляющих: творческих конкурсов, подготовки проектно-сметной документации и собственно реализации. «В среднем считается, что благоустройство 1 га городской территории обходится в 100 млн руб., но вознаграждение архитектурного бюро составит максимум 5 % от этой суммы», — отмечает он. По словам архитектора, 80 % услуг по ландшафтному дизайну заказывает город: «Крупные девелоперы не столь охотно тратят на это деньги».
В 2012 году в Wowhaus разработали концепцию «низких набережных»: протяженный пешеходный маршрут по городу, который бы соединил две Третьяковки (на Крымском Валу и в Лаврушинском переулке), решив проблему с отсутствием тротуара на «Красном Октябре», и закончился бы у Парка Горького. Шапиро и Ликин пошли с частью этого проекта, Крымской набережной, в только что образованный Совет по развитию общественных пространств при мэре Москвы. «Отлично, давайте, чтобы ко Дню города [то есть к сентябрю, а разговор был весной 2013 года] было готово», — сказали в совете. «Чтобы проект был готов?» — спросили в Wowhaus. «Чтобы набережная была», — ответили им. Конкурс на генпроектировщика выиграл МАХПИ им. Полянского, а бюро пришло к ним на субподряд со своей концепцией и сделало архитектурную часть. На площади в 45 тыс. кв. м. вместо неиспользованной проезжей части появилась километровая пешеходная набережная, велосипедные дорожки (4,7 км), волнообразный павильон для художников (проект бюро «Архитекторы Асс»), фонтаны, освещение, туалеты и деревья (площадь озеленения — 10,7 тыс. кв. м).
Мода на усовершенствование городской среды позволила Wowhaus, по его собственным данным, выручить в 2012–2014 годах на заказах Москвы 74 млн руб. (крупнейшим подрядом на 30,1 млн руб., как следует из базы госзакупок, стала разработка проектно-сметной документации для реконструкции площади Революции). А в 2015 году бюро выиграло в Москве два тендера на 10,7 млн руб. Один из них — на благоустройство дворовой территории Электротеатра Станиславского (10,1 млн руб.) По словам Ищенко, на госзаказ приходится только половина выручки мастерской. Другая половина — это коммерческие заказы, начиная от дизайна интерьеров ресторанов до проектирования общественных зон для жилых комплексов (например, «Сердце столицы» для «Дон-строя»). По итогам 2014 года общая выручка Wowhaus составила около 130 млн руб.
По Тверской до самых до окраин
О планах на 2015 год Ищенко говорит неуверенно. «Что будет? Совсем непонятно. Например, хороший импортный свет: французский, итальянский, немецкий — больше никто не пропустит, — намекает на последствия девальвации глава Wowhaus. — В результате придется искать белорусские аналоги». На объеме госзаказа негативно скажется и урезание бюджетных расходов, которое сейчас происходит на всех уровнях, и отставка Капкова, чья энергия придала импульс изменениям в городской среде. «То, что власти города стали благоустраивать общественные пространства, очень правильно, — считает Мочалов. — Надеюсь, что эта работа будет продолжена, поскольку москвичам нравятся обновленные парки и пешеходные зоны».
Архитектор Шапиро более уверенно смотрит в будущее. Недавно прошел экспертизу проект бюро по реорганизации площади Революции. Основа концепции новой площади — отказ от визуальной замусоренности палатками и тотальное озеленение территории.
Кроме того, в прошлом году Wowhaus вместе с британской Groundlab и институтом территориального планирования «Урбаника» выиграл конкурс на разработку концепции развития парка «Сокольники» cроком на 15 лет. Некоторые идеи из него выглядят малореализуемыми, например тоннель под магистралью для передвижения лосей между «Сокольниками» и «Лосиным островом». «В этом году мы планируем выбрать отдельные элементы из концепции, провести проектные работы и начать их согласование, что может занять несколько месяцев, — рассказал РБК директор парка «Сокольники» Андрей Лапшин. — К реализации всей концепции стоимостью 4,7 млрд руб. мы планируем приступить в 2016 году».
А пока в бюро разрабатывают идеи по реконструкции Тверской и Бульварного кольца. «Вернуть на Тверскую деревья — это наша идея фикс, — признается Шапиро. — Главная улица страны по ширине некоторых кусков сравнима с Елисейскими полями, а люди там особенно не ходят. Наша концепция заключается в том, чтобы сократить движение на две полосы, освободив места для деревьев и велосипедных дорожек. Показатели лета 2014 года дают надежду, что две полосы могут выдержать автомобильные нагрузки Тверской». Главное, чтобы к облагораживанию городской среды не охладели в мэрии.