Решение финансовых властей Пекина торпедирует российскую экономику?
В пятницу, 23 октября, Народный банк Китая (НБК) снизил ключевую ставку, а также нормы резервирования для всех китайских банков. Об этом сообщило агентство Bloomberg. По сути, Пекин в очередной раз усилил регулятивное стимулирование своей экономики, которая замедляется, несмотря на все усилия денежных властей.
Ставка по годовым кредитам снижена с 4,6% до 4,35%, по годовым депозитам — с 1,75% до 1,5%. Кроме того, снято ограничение для кооперативных и государственных банков на максимальную ставку по депозитам, а нормы резервирования уменьшены на 50 базисных пунктов с возможностью дополнительного снижения.
Мировые рынки отреагировали на действия китайского центробанка усилением роста. Так, гособлигации США немного подешевели, а индексы американских и британских фондовых площадок ощутимо прибавили. На фоне новостей из Китая снизился и курс доллара по отношению к рублю — на Московской бирже американская валюта поначалу провалилась ниже 62 рублей, и затем закрепилась на уровне 61,9 рублей.
Но радоваться такому обороту, видимо, преждевременно. По мнению независимого аналитического издания Zerohedge, значение последних шагов ЦБ Китая состоит, прежде всего, в том, что они резко увеличивают вероятность повышения ставок Федеральной резервной системой (ФРС) США уже в декабре текущего года.
«Наряду с решением Европейского центрального банка (ЕЦБ) о готовности расширить программу денежного стимулирования, Китай, возможно, снимет обеспокоенность председателя ФРС Джанет Йеллен по поводу динамики роста своей экономики», — пишет Zerohedge.
В этом и заключается плохая новость для России. Как считают аналитики Morgan Stanley, повышение ФРС ключевой ставки приведет к укреплению доллара и к падению цен на нефть — возможно, до $ 38 за баррель. Кроме того, повышение ставки означает девальвацию других валют. Напомним, что доля доллара в мировых валютных резервах — около 60%, а в международных валютных операциях — больше 40%. Это значит, что окрепший доллар снизит абсолютно все валюты, но наиболее сильно — валюты развивающихся экономик, в том числе рубль.
До сих пор низкая ставка в США вынуждала инвесторов искать более доходные инструменты на развивающих рынках, но после ужесточения ФРС монетарной политики игроки перенаправят деньги в Америку. По оценкам JPMorgan, инвесторы в 2015 году уже вывели $ 44 млрд из инвестиционных фондов, специализирующихся на акциях развивающихся стран. И решение ФРС о повышении ставки только подхлестнет этот процесс.
Другими словами, нам решение Народного банка Китая — точнее, повышение ставки ФРС, которое оно влечет — грозит дальнейшим падением нефтяных цен, усилением оттока капитала из РФ, и новой девальвацией рубля.
Что стоит за действиями Пекина, могут ли они торпедировать экономику РФ?
— С ноября 2014 года это уже шестое по счету снижение ключевой ставки Народным банком Китая, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Это говорит о том, что денежные власти Поднебесной вполне последовательно проводят линию на смягчение кредитно-денежной политики. Иногда это называют количественным смягчением по-китайски.
Одновременно НБК отменил верхний предел ставок по всем банковским депозитам. Теперь крупные банки, прежде всего государственные, смогут более эффективно привлекать сбережения населения с тем, чтобы конвертировать их во вновь выдаваемые кредиты. На это же работает снижение для банков суммы резервирования — в третий раз за год. Все это позволяет Китаю более активно кредитовать экономику.
Особое внимание заслуживает факт, что все это делается накануне Пятого пленума ЦК Компартии Китая, на который китайская правительственная верхушка соберется в Пекине с 26 по 29 октября. На пленуме будут рассмотрены параметры 13-го пятилетнего плана, и сейчас рынки ожидают, какую же планку роста экономики поставит пленум ЦК.
Если речь снова пойдет о достижении роста в 7% ВВП в 2015 году — общий вывод будет однозначен: китайцы завязли с переходом к новой экономической модели, и ничего хорошего ждать нельзя. Пекин будет заниматься стимулированием экономики, чтобы добиться директивных показателей. А параллельно будут продолжать надуваться, по меньшей мере, три пузыря на финансовом рынке — кредитный пузырь (кредитов выдается слишком много), долговой (кредиты отдавать не из чего), а также пузырь на рынке недвижимости.
В итоге инвесторы решат, что риски Китая только усиливаются, и Поднебесная действительно может затянуть за собой глобальную экономику в воронку рецессии в 2016 году.
Если же пятый пленум поставит планку в 6,5% ВВП — это будет сигналом, что Пекин берет курс на плавное понижение темпов роста, и на переход к новой экономической модели.
«СП»: — Рынки ставят на второй вариант, раз они так активно отреагировали на действия НБК?
— Рынки отреагировали, прежде всего, на заявления главы ЕЦБ Марио Драги о сохранении ключевой ставки на действующем уровне — 0,05%, и на то, что к концу года ЕЦБ готов при необходимости расширить программу количественного смягчения, и даже перейти к отрицательной ставке.
Естественно, после таких известий евро пошел вниз, а рубль к евро — вверх.
«СП»: — Действия Китая могут подтолкнуть Федеральную резервную систему (ФРС) США к повышению ставки?
— От ФРС участники рынков и без помощи Китая ждут четких сигналов о судьбе ключевой ставки. В конце октября комитет по открытым рынкам ФРС будет проводить свое очередное заседание. И некоторые аналитики считают, что на символическую величину — 0,1% – ставка может быть поднята уже тогда.
Возможно, Джанет Йеллен придется это делать в декабре, но придется непременно: инвесторы требуют наведения ясности в экономике — несмотря на то, что это чревато укреплением доллара и риском выведения развивающихся экономик на новый виток кризиса. Игроки считают, что в мире накоплено уже столько «плохих долгов», что не хватает только банкротства очередного Lehman Brothers, чтобы рухнула вся система.
По сути, ФРС стоит перед тяжелейшим выбором: или внутренние потери ФРС и развивающихся стран, в том числе Китая и России, или риск полномасштабного глобального кризиса в финансовой сфере.
Что до Китая, скорее, это Пекин завязан на решение ФРС, а не наоборот.
«СП»: — Если ФРС повысит ставку, как это скажется на российской экономике?
— Повышение ставки даст локальный пик взлета доллара, а рубль пойдет вниз. Но этот эффект, на мой взгляд, не будет долговечным — через три-четыре недели все вернется на круги своя.
Это значит, рубль по-прежнему будет зависеть, прежде всего, от цен на нефть — корреляция там сохраняется весьма высокая (коэффициент корреляции между курсом рубля и нефтяными ценами — 0,79), несмотря на успокоительные заявления некоторых руководителей ЦБ РФ.
Между тем, динамика нефтяных цен в 2016 году будет, видимо, несколько лучше, чем в текущем. Всемирный банк, например, только что опубликовал прогноз, согласно которому среднегодовая цена в 2016-м составит $ 52 за баррель.
На рубль, правда, будет влиять и малопредсказуемый геополитический фактор. На Украине, видимо, зима пройдет спокойно — мы не видим нагнетания обстановки, как еще несколько недель назад. Зато могут сыграть сирийские риски, которые сейчас только-только разворачиваются.
Если в Сирии ситуация начнет развиваться в неблагоприятном для нас русле, это вполне может спровоцировать в России серьезные экономические потрясения.
— Если всего год назад Китай демонстрировал благоволение России, то сейчас он занял весьма прагматичную позицию и по Украине, и по Сирии, — считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — По сути, Пекин сейчас занимается, прежде всего, решением проблем в собственной экономике. В этой ситуации рассчитывать, что Китай будет учитывать наши интересы, не приходится.
Пекин, скорее, будет учитывать интересы Вашингтона — все-таки Китай является крупнейшим держателем долговых бумаг США, да и значительная часть золотовалютных резервов у него номинирована в долларах. Сейчас Пекин пытается играть на противоречиях Москвы и Вашингтона, и по ходу игры максимально продвигает собственные интересы.
Не думаю поэтому, что нынешняя денежно-кредитная политика Пекина будет иметь для нас катастрофические последствия. Но, с другой стороны, если китайской экономике потребуются решения, которые идут вразрез с интересами РФ, Пекин пойдет на них, не задумываясь…
Андрей Полунин
Источник: