Ведомство указало, что это обычная мировая практика, тогда как в России уровень изъятия горной ренты не превышает 1–2%
Министерство финансов допускает повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургических компаний до 3–5% от их выручки. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на обновленный проект основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов, подготовленный министерством.
В документе ведомство указало, что в мировой практике уровень изъятия горной ренты при добыче твердых полезных ископаемых составляет 3–5% от их выручки, тогда как в России не превышает 1–2%. Источник газеты, близкий к правительству, сообщил, что сейчас идет активное обсуждение поправок к Налоговому кодексу, которые увеличат коэффициент к ставке НДПИ с 3,5 до 10. Поправки могут быть внесены 20 сентября.
В Минфине комментариев не дали, пишет «Коммерсантъ».
О том, что власти рассматривают повышении рентного коэффициента с 3,5 до 10, ранее сообщил источник РБК в одной из металлургических компаний.
Минфин в проекте налоговой политики называет рост НДПИ на руды «повышением справедливости распределения природной ренты». Министерство пояснило, что распределение ренты в пользу бюджета низкое — 1–10% против 50–70% в нефтяном секторе, — и с ростом мировых цен этот дисбаланс только усиливается.
Сейчас твердые полезные ископаемые, кроме алмазов и драгметаллов, облагаются в России по фиксированной ставке НДПИ. Власти ввели с 1 января 2021 года рентный коэффициент в размере 3,5 к действующей ставке НДПИ на некоторые твердые полезные ископаемые.
Президент России Владимир Путин 6 августа объявил о повышении НДПИ для металлургов с 2022 года. Он отметил, что цены на мировых рынках выросли и производители металлов стараются извлечь максимальную прибыль, «вытаскивая туда» свою продукцию. «Это ведет к дефициту этой продукции на внутреннем рынке и, соответственно, к росту цен. <…> Можем ли мы внутри страны и должны ли мы принимать какие-то меры ограничительного характера? Можем и должны. Именно так мы и делаем», — пояснил политик. Насколько будет повышен НДПИ для металлургов, Путин не уточнил.
Источники «Коммерсанта» среди металлургов заявили, что изменения ставки НДПИ должны обсуждаться с бизнесом, другая ситуация «не способствует доверию». «Механизм должен предусматривать повышение в случае роста цен и снижение в случае резкого падения, которое мы видели не раз», — добавил один из собеседников издания. Кроме того, по мнению источников газеты, нужны исключения для сложных месторождений, так как увеличение НДПИ сделает их убыточными и сыграет на руку импорту.
В «Русале» изданию сообщили, что в России нет месторождений дешевых бокситов, поэтому дальнейшее повышение НДПИ может сделать добычу бокситов неконкурентной с импортом. Другой собеседник газеты в отрасли указал, что в цветной металлургии уровень изъятия в России и так находится на уровне мировых компаний, только в черной он составляет 1–2%.
Аналитики «ВТБ Капитала» полагают, что с высокой вероятностью правительство введет ставку НДПИ для цветных и черных металлов, аналогичную таковой для драгоценных металлов, то есть 6%. В таком случае, по их мнению, сильнее всего из публичных компаний пострадают ГМК «Норильский никель» и «Северсталь». По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, потенциальный рост НДПИ больше всего отразится на компаниях, обладающих мощной сырьевой базой, — «Металлоинвесте», «Мечеле», Evraz, «Северстали» и НЛМК.
Автор
Анна Громова