Рабочим вместо заработанных денег предлагают произведенный товар.
В Министерстве труда и социальной защиты РФ такую практику, ясное дело, не одобряют и в то же время признают, что вопрос с невыплатой зарплат сегодня стоит не так остро, как в кризис 2008–2009 годов, когда задолженность работодателей превышала сегодняшнюю в 2,5 раза. Связано это с появлением новых законодательных актов, ужесточающих ответственность работодателей за задержку заработной платы.
Наказание за корысть
Невыплата заработной платы свыше двух месяцев (либо частичная невыплата в течение трех месяцев) теперь является преступлением, подпадающим под ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ. В этом случае руководителю организации грозит штраф до 500 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы на 3 года.
Правда, применить уголовные статьи в отношении работодателей можно лишь в том случае, если будет доказано, что причина невыплат – корыстная, проявляющаяся в личной заинтересованности руководителя.
По ч. 2 ст. 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат») Следственным комитетом РФ возбуждены десятки и сотни уголовных дел. Однако работодателям чаще всего, как показывает судебная практика, удается отделаться легким испугом. Уголовную ответственность судьи очень часто заменяют административной. Понятно, что такое наказание не пугает владельцев предприятий. Рассчитавшись с людьми по решению суда, они продолжают экономить на зарплате сотрудников.
Совсем иная складывается ситуация, когда за дело берутся правоохранительные органы. Стоило, например, Главному следственному управлению СК РФ возбудить против руководства строительной организации «УЖС-1» дело по статье 145.1 Уголовного кодекса, как на погашение долгов перед рабочими буквально в один день нашлась огромная сумма – сто семь миллионов рублей.
Натуральный обмен
За несколько месяцев на «горячую линию» Общественной палаты РФ поступили тысячи жалоб по невыплате зарплаты. Больше всего обращений – из Краснодарского края, Ростовской и Московской областей. Долг работодателя обычно составляет 100–300 тыс. рублей.
Во время опроса центра рекрутингового портала Superjob выяснилось, что немало людей получают зарплату натурой, полностью или частично.
Бухгалтер из Волгограда пожаловалась, что вместо денег работникам предприятий выдают сертификаты на покупку колбасной продукции. Мастер строительно-монтажных работ из города Шарыпово Красноярского края сообщила, что на птицефабрике расплачиваются курятиной. Про теплицы и мангалы вместо зарплаты рассказала глава отдела закупок тверского предприятия металлоизделий. В Томске вместо денег выдают пиломатериалы.
Некоторые респонденты были не против покупать продукцию предприятия со скидкой, другие говорили о навязывании натуральной оплаты с помощью административного ресурса.
В Управлении государственного надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости с интересом отнеслись к опросу рекрутингового портала и в то же время отметили, что «в последнее время в Роструд не поступали жалобы работников, связанные с выплатой заработной платы в натуральной форме». Но это вовсе не значит, что проблемы не существует.
В каждом случае переход на натуральный обмен работодатели объясняют по-разному.
В одном случае долги по зарплате образуются из-за того, что более сильные, крупные предприятия поглощают мелкие, доводят их до банкротства. Многих удивило решение руководства завода строительных материалов (г. Советск в Тульской области) выдать долги работникам… кирпичами. Казалось бы, ничто не предвещало банкротства предприятия, выпускающего ходовой товар, который всегда востребован строительными организациями и дачниками. Ситуация на производстве резко изменилась, когда завод выкупила компания «Стойсервис плюс». Инвесторы вложились в модернизацию производства и потом выставили предприятию долг в 47 миллионов рублей. Путаница с «карманами» и привела в итоге к аресту счетов и введению процедуры наблюдения на предприятии.
На селе расплачиваться «натуральными продуктами» – обычное дело. Наемные работники на сельхозпредприятиях часто сами просят, чтобы им за работу выдали не деньги, а сено, солому или зерно на прокорм скота в личных подсобных хозяйствах. Руководители сельхозпредприятий охотно идут на это, засчитывая рабочим трудодни.
Назад в девяностые?
С одной стороны происходящее все больше напоминает лихие девяностые, когда страна резко перешла на натуральный обмен. Не хватало денег на зарплату, заводы и фабрики не моли сбыть элементарные товары: лопаты, тачки, полотенца, носки, гвозди. Появившиеся повсюду «челноки» отдавали предпочтение турецким дубленкам, китайским пуховикам, вьетнамским ветровкам. А прилавки маркетов и супермаркетов заполоняли дорогущие заграничные ведра, табуретки, овощи, фрукты. Кого-то натуральный обмен побудил всерьез заняться бизнесом. Наиболее предприимчивые люди, распродав тапочки, выданные им на зарплату, закупали трикотаж, обувь, тазы, ведра, открывали торговые палатки и магазины.
Еще в начале 2000-х годов такую практику сочли нарушением финансовой дисциплины. Так почему же сегодня выдача зарплаты натурой возвращается?
Оказывается, новая редакция Трудового кодекса РФ разрешает выдавать до 20% зарплаты курами, тапочками, теплицами, гвоздями, стройматериалами с одной оговоркой – с согласия работников (такая запись должна стоять в трудовом договоре). При этом частичная выдача зарплаты спиртными напитками, наркотическими веществами, оружием, купонами, долговыми расписками категорически запрещается.
Недавно в Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» законодатели добавили еще один признак – наличие задолженности по заработной плате и (или) по выходным пособиям, не погашенной в течение трех месяцев (поправка начала действовать с 29 сентября). Теперь работники, в том числе и бывшие, смогут инициировать банкротство своего работодателя.
Однако ждать волны массовых банкротств не стоит. Проще всего сказать, что народ у нас терпеливый и молчаливый. Но представьте себе мать троих детей, проживающую в далеком поселке, где хорошей работы и за сто верст не найти, где зарплата в восемь – десять тысяч – предел мечтаний, а за должностью доярки выстраивается очередь. Будет ли она судиться с единственным на селе работодателем? Поддержат ли ее на суде другие доярки, которые двумя руками готовы держаться хоть за какую-никакую работу? В этом и надо, наверное, искать корень наших бед.
Перевернутая экономика
Любой студент скажет, что засилье работодателя способна остановить конкуренция. Казалось бы, оживление производства в условиях импортозамещения, создание новых рабочих мест – дело само собой разумеющееся. Только вот экономическое мышление, которого придерживаются либеральные чиновники в нынешнем правительстве, тормозит всякое стремление к развитию.
Нехватка денежной массы будет провоцировать работодателя искать любые лазейки, чтобы не платить людям даже урезанную зарплату. Выдача навоза или лопат вместо денег по просьбе трудящихся ничем не грозит работодателю. Мол, народ попросил навоз вместо денег, мы ему этого навоза и навалили. И любой суд встанет на сторону работодателя, если тот все грамотно оформит, обоснует свои действия нужными бумажками.
Экономисты-либералы называют это досадными издержками кризиса. А что делать, рассуждают они, если в бедном регионе не может развиться бизнес, потому что нет платежеспособного спроса. А спроса нет, потому что нет рабочих мест с адекватной оплатой труда. И поделать с этим ничего нельзя.
Вместо того, чтобы развивать региональную экономику, чиновники предпочитают осваивать мега-проекты, строить гостиницы и стадионы, зоны отдыха и аттракционы.
Да, в кризис не хватает ресурсов на освоение сибирских руд, так давайте хотя бы подтянем пристоличную область, избавим людей от давки в подмосковных электричках, пригородном метро, создадим рабочие места, оживим еще недобитые предприятия, которыми раньше гордилась вся страна, разместим на них какую-то часть госзаказа.
Свой потенциал есть в каждом регионе. Мелкие и средние предприятия, кустарное производство и промыслы могли бы поднять экономику небольших населенных пунктов, и людям не пришлось бы ездить на работу за десятки, а то и сотни километров. Развитие этого потенциала требует вложения небольших денег со среднесрочной окупаемостью. Но чиновников такие предложения мало интересуют, им подавай масштабный проект, с которого всегда можно состричь что-то себе в карман и по-братски помочь своим родственникам.
А как же зарплаты бюджетников? Ведь их надо не только вовремя платить, но и повышать. Согласно указу президента РФ В. Путина от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 году доходы врачей, научных сотрудников, а также преподавателей высших учебных заведений к 2018 году должны превышать среднюю заработную плату по региону не менее, чем в 1,5 раза. Зарплата среднего и младшего медицинского персонала, а также соцработников к выборам президента, которые состоятся в 2018 году, должна быть приравнена к среднерегиональной. В условиях затянувшегося кризиса достичь этого нереально.
Вместо того чтобы искать реальные пути выхода из сложной социально экономической ситуации в стране, некоторые чиновники пытаются арифметическими путями выполнить указы президента о повышении зарплат.
В угоду властям росстатовские чиновники предложили вычислять новый показатель – среднемесячный доход от трудовой деятельности, который бы скорректировал уровень средней зарплаты по стране.
Готовить такие данные будут на основе федеральных статистических наблюдений, а также выборочных обследований, проводимых на основе представительной (репрезентативной) выборки. В результате уровень средней зарплаты по стране не поднимется, а заметно упадет. Занизив среднюю заработную плату, чиновники надеются поправить ситуацию с индексацией пенсий и зарплат бюджетников (их нужно будет почти безболезненно «подтягивать» до более низкого уровня или не «подтягивать» вообще).
До тех пор, пока такое, прямо скажем, порочное мышление доминирует в умах слуг народа, не стоит надеяться на то, что экономика скоро выправится и заработает, люди смогут получать нормальную зарплату и с тревогой не думать о том, где продать кирпичи и теплицы, чтобы купить детям молоко.
Иван Полетаев
Источник: