Рыбный мор в Мурманской области продолжается. В садках компании «Русское море-аквакультура» фермерский лосось погибает от эпидемии миксобактериоза. С июня до конца сентября (это единственные официальные данные, известные на сегодня) падеж превысил 800 тонн.
Как уже рассказывала «Новая», о массовой гибели лосося стало известно благодаря скандалу: в поселке Молочный близ Мурманска, в пятистах метрах от жилых домов обнаружили свалку тухлой рыбы. «Хозяина» тухлятины искать долго не пришлось: в таких объемах в области производит фермерского лосося только «Русская аквакультура». Как выяснилось, болезнь свирепствует с июня.
Вслед занедужила рыба у соседей и конкурентов – у «Русского лосося», там с сентября карантин из-за все того же миксобактериоза. Впрочем, на этом, меньшем предприятии есть собственный крематор и рыбу, по официальной информации, сжигают на месте. Правда, объем падежа держат в секрете. А у «Русской аквакультуры» крематора нет. Не оказалось установок, способных справиться с гигантскими объемами, и во всей области.
К эпидемии никто готов не был.
Виновным в организации свалки в Молочном ожидаемо был назначен директор расположенной рядом страусиной фермы Артем Андронаки, который по договору с «Русской аквакультурой» принимал рыбу на кремацию. Первоначально он с документами в руках доказывал, что утилизировал рыбу строго по ведомости и не раз отказывал заказчикам, когда те привозили больше, чем он мог принять. Чуть позже, во время визита представителей рыбоводной компании в Мурманск, появилось подписанное Андронаки письмо, в котором он предлагал вернуть клиенту деньги за непроведенную утилизацию. Фермера оштрафовали за организацию несанкционированной свалки.
Казалось бы, концы в воду. Но случился курьез: нашли еще несколько могильников, причем в разных местах области. Впору уже наносить эти точки на интерактивную карту региона: Молочный, Мурмаши, Териберка, Никель… Маловероятно, что фермер Андронаки в свободное от ухода за страусами время развозил десятки тонн тухлятины по городам и весям.
По поводу обнаружения новых свалок «Русская аквакультура» молчит как рыба. Списать вину на транспортные компании, которые, дескать, недобросовестно отнеслись к доставке рыбы на утилизацию, не получится: рыбоводы на сентябрьской – единственной – пресс-конференции в Мурманске признали, что пока отходы не отгружены владельцу крематора, все, что с ними происходит, в том числе по дороге, – зона ответственности их предприятия.
Меж тем договор с Андронаки фирма расторгла, а на маленький крематор еще одного предпринимателя по соседству надежды особой нет. Где же уничтожают тонны гибнущей рыбы сейчас?
Разгадка нашлась близ Териберки – той самой, где Звягинцев снимал «Левиафан». Теперь, в довершение злоключений невезучего, хоть и киногеничного, вымирающего села там сжигают лосось.
На 9-м километре подъезда к Териберке вырыта траншея, в которую закидывают тухляк, а для лучшего горения используют автопокрышки, каковые считаются отходами IV класса опасности, при горении они выделяют диоксин. А он ничуть не лучше фенола, выделяемого разлагающейся биомассой. Накапливается в воде, почве и воздухе и удерживается не менее трех лет. Однако покрышки из Мурманска везут к Териберке фурами.
Природоохранная прокуратура, куда мы обратились за комментариями, поначалу ничего необычного в этой истории не усмотрела, сославшись на утвержденные Россельхознадзором Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Дескать, они позволяют использовать старую резину вместо дров. Областное правительство тут же откликнулось бодрым пресс-релизом о том, что все под контролем с одобрения компетентных инстанций. Правда, получилось невпопад: на следующий день прокуратура позицию поменяла, заявив, что покрышки жечь нельзя, а траншеи как должно не оборудованы.
Со слов главы администрации Териберки Владимира Турчанинова, организовала и финансировала такую утилизацию сама «Русская аквакультура». Рыбу доставляют в Териберку морем, с баржи перегружают на машины и везут сжигать. Место – заброшенный карьер – утверждено постановлением главы сельской администрации. А выделить землю убедительно попросила «область», так как ситуация с отходами близка к экологической катастрофе.
Но выручают местные жители не столько область, сколько конкретное предприятие, которое, если выйдет к концу года в чистый убыток, может не заплатить налога на прибыль. А потом в очередной раз будет претендовать на субсидии из бюджета. Иные депутаты облдумы уже предложили «посочувствовать» компании и предоставить ей «более благоприятные условия».
Хотя с режимом благоприятствования у «Русской аквакультуры» Тимченко и Воробьевых и так все недурно (см. справку). Ради них из «антисанкционного» списка исключен смолт лососевых. Сейчас «Русское море-аквакультура», арендующее 4 рыбопромысловых участка в Баренцевом море, претендует еще на 17 – в Белом.
Тем временем аналогичные траншеи, где горят рыба и покрышки, нашли уже на западе области – в четырех километрах от поселка Никель.
Рыба мрет, но источник заболевания остается тайной. По версии, высказанной Никитой Падериным, исполнительным директором «Русского моря-аквакультуры», распространение вируса не связано с нарушениями производственной цепочки. А с чем связано – неизвестно.
Ветеринары же все лето говорили, что причиной эпидемии может быть перенаселенность садков, отсутствие на предприятии технических условий для регулярной чистки этих самых садков и уничтожения отходов производства. Тухлой рыбы – в том числе. Однако как раз за это наказать в России невозможно: отсутствуют какие-либо правила, регулирующие морское рыбоводство. А Минсельхоз не спешит их разрабатывать, «импортозамещать» норвежскую семгу становится нечем.
СПРАВКА «НОВОЙ»
Публичное акционерное общество (ПАО) «Русская аквакультура» – российская компания, крупнейший импортер и переработчик рыбы и морепродуктов в России. Основана в 1997 году.
В 2011 году RS Group Максима Воробьева (брат губернатора Московской области Андрея Воробьева) и Volga Group Геннадия Тимченко учредили совместную компанию Rsea Holdings Limited, которая владеет 60,94% ПАО «Русская аквакультура». В марте 2014 года Геннадий Тимченко продал свою долю в Rsea Holdings своему зятю Глебу Франку.
По состоянию на конец марта 2015 года крупнейшими акционерами ПАО «Русская аквакультура» являются Глеб Франк – 37,13% (через Rsea Holdings – 30,47%, напрямую – 6,66%) и Максим Воробьев – 31,5% (через Rsea Holdings – 30,47%, напрямую – 1,03%). Еще 6,29% акций компании принадлежит матери Максима Воробьева – Людмиле Воробьевой. Председатель совета директоров компании – Максим Воробьев..
По итогам 2013 года группа показала чистую прибыль 436,4 млн рублей при выручке 18,3 млрд рублей, тем самым став прибыльной впервые за несколько лет. На это могло повлиять то, что в феврале-апреле 2013 года, спустя некоторое время после назначения Сергея Шойгу на пост министра обороны, «Русское море» заключило контракты на поставку рыбы для армии (треска, минтай, пикша и другие сорта дешевой рыбы). Контракты заключались не с МО, а с компаниями-аутсорсерами, которые выполняют заказ министерства. В декабре 2012 года компаниям, аффилированным с «Конкордом» Евгения Пригожина (известен как «главный повар Кремля»), досталось 92% всех контрактов стоимостью 100 млрд рублей на обеспечение питанием войск российской армии в течение двух лет.
Татьяна Брицкая
Источник: