Законопроект призван не допустить в ПАО судимых за умышленные преступления, неоднократно привлекаемых за банкротство. Эксперты считают это логичным, но отмечают необходимость доработки поправок
Минэкономразвития подготовило поправки в закон об акционерных обществах, которые призваны избавить публичные компании от «недобросовестных лиц». Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на проект документа.
К недобросовестным лицам министерство относит:
- осужденных с неснятой или непогашенной судимостью за совершение умышленного преступления;
- лиц с обвинительным приговором суда;
- лиц, более двух раз привлекавшихся к административной ответственности в ходе банкротства компаний;
- привлекавшихся к субсидиарной ответственности лиц;
- тех, кому отказывали в регистрации юридического лица.
В законопроекте отмечается, что публичная компания должна отказать такому кандидату в должности директора, гендиректора, члена правления или дирекции в случае выявления несоответствия требованиям. Если же признаки недобросовестности обнаружат уже после назначения, то сотрудника должны уволить в течение месяца.
Как сообщил газете замминистра экономического развития Илья Торосов, новые поправки соответствуют требованиям к деловой репутации, которые сейчас применяются в банковском секторе. Они должны сократить риски и недобросовестную коммерческую практику.
Юрист Дмитрий Степанов пояснил, что законопроект касается публичных акционерных обществ, компаний, торгующихся на бирже, или тех юрлиц, у кого в названии есть ПАО, но на биржу они не выходили. Таких организаций в России около 10 тыс., среди них около 200 — значимые на рынке компании.
Степанов считает предложение Минэкономразвития своевременным, но требующим уточнения формулировок. «В первом пункте предлагается ограничение осужденных по умышленному составу, а у нас половина Уголовного кодекса — это умышленный состав. И если в отнесении к недобросовестным лицам осужденных за воровство или мошенничество есть логика, то поражение в правах, например, за мелкое хулиганство может показаться чрезмерным и необоснованным», — пояснил эксперт.
Он также отметил отсутствие контроля за теми компаниями, которые не вышли на биржу. Таковых среди всех публичных обществ — львиная доля. Юрист Александр Долгов обратил внимание на то, что законопроект не указывает, как именно компания должна проверять кандидатов, не определен момент, когда ПАО будет считаться знавшим об их недобросовестности.
В ноябре прошлого года Минэкономразвития предлагало урегулировать вопрос с «пропавшими акционерами» — держателями долей компаний, которые на протяжении долгого времени не осуществляют свои права акционеров, либо же о них отсутствуют сведения. Таким акционерам предлагается приостановить выплату дивидендов и перестать приглашать на общие собрания, если об этих лицах нет никаких сведений более двух лет.
Автор
Михаил Котляр